Мясникович: порядок выработки решений и их исполнения в ЕАЭС необходимо оптимизировать
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович считает необходимым оптимизировать порядок выработки решений и их исполнения в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Об этом он заявил на заседании комитета по вопросам устранения разногласий и спорных ситуаций и обеспечения свободы перемещения товаров в ЕАЭС, передает БЕЛТА со ссылкой на сообщение ЕЭК.
Как отметил глава Коллегии ЕЭК, для выстраивания эффективной работы необходим принципиальный разговор о проблемных вопросах и путях их решения, а также о стилях и методах совместной со странами Союза работы. "Недоработки негативно сказываются на экономиках наших государств и интеграционном процессе в целом, - констатировал он. - Несмотря на то, что сложилась необходимая практика работы по совершенствованию процедуры выработки и принятия решения, вопросы решаются непростительно долго. Поэтому, полагаю, необходимо оптимизировать порядок выработки решений и их исполнения".
"По словам Михаила Мясниковича, стороны уклоняются от принятия решений, потому что требуется дополнительное усилие исполнителей на местах. Он также выразил неудовлетворенность в связи с отсутствием должного мониторинга исполнения решений органов союза", - проинформировали в ЕЭК.
Взаимная торговля в ЕАЭС снизилась в 2020 году на 20%. При этом экспорт в третьи страны составил 71%, в то время как импорт - 84%. По мнению председателя Коллегии ЕЭК, это связано не только с фактором пандемии COVID-19. Такой дисбаланс, с одной стороны, является следствием недостатка активной работы. С другой - в ЕАЭС незначительное количество высоколиквидных товаров. И даже на пути этих незначительных потоков таких товаров выстраиваются всякого рода препятствия, которые создаются странами, не учитывающими мнение других партнеров.
"Препятствия создает не комиссия, препятствия создают страны, - подчеркнул Мясникович. - И когда мы выходим на те или иные вопросы, видим определенную неудовлетворенность".
В качестве примера он привел интегрированную информационную систему, к 19 запущенным общим процессам которой подключена только Россия, Армения - к 14 процессам, Беларусь - к 12, Казахстан - к 13. Около 30 общих процессов находятся в высокой степени готовности. Однако ЕЭК констатирует неодинаковый уровень готовности к подключению во всех странах Союза. "Поэтому необходимо работать на упреждение, должно быть больше инициативности. Порой представители сторон работают, как говорится, на отбой, смежные вопросы решаются слабо. Это тоже недостатки", - заявил председатель Мясникович. В связи с этим он призвал принимать решения прямого действия.
На заседании рассматривались исполнение решений органов ЕАЭС в сфере технического регулирования, ход проведения внутригосударственного согласования проекта соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок, практика введения маркировки товаров средствами идентификации на территории России и ввозе таких товаров в РФ с территории государств - членов ЕАЭС, а также выполнение поручения Евразийского межправительственного совета по вопросу поставок лома черных и цветных металлов.
В мероприятии приняли участие члены Коллегии ЕЭК - министр по техническому регулированию Виктор Назаренко, министр по таможенному сотрудничеству Олег Панкратов, министр по внутренним рынкам, информатизации, ИКТ Гегам Варданян, а также представители уполномоченных органов стран ЕАЭС.
Как заявил в ходе заседания Назаренко, Россия, Армения и Казахстан не выполняют ряд положений технического регламента ЕАЭС на пищевую продукцию, пишет БЕЛТА.
"Комментируя вопрос неисполнения государствами-членами основополагающих решений органов Союза в сфере безопасности пищевой продукции, Виктор Назаренко отметил, что три страны ЕАЭС - Армения, Казахстан и Россия - не выполняют ряд статей техрегламента "О безопасности пищевой продукции", устанавливающих обязательные требования по проведению в странах госрегистрации производственных объектов по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного сырья животного происхождения, с обеспечением их идентификации и внесения сведений о них как производителях ЕАЭС в национальные реестры стран, которые должны быть общедоступны для всех заинтересованных", - заявили в пресс-службе ЕЭК.
"Эта ситуация приводит к тому, что производители пищевой продукции животного происхождения практически не имеют официального статуса производителя в соответствии с ТР ТС 021/2011. Неисполнение обязательных требований технического регламента не дает им права принимать документы об оценке соответствия и, как следствие, маркировать продукцию единым знаком обращения продукции на рынке союза и выпускать ее в обращение на едином рынке", - считает Назаренко.
ЕЭК на разных уровнях и различных площадках неоднократно обращала внимание этих стран на необходимость исполнения техрегламента. "В этой связи ЕЭК предложила уполномоченным на взаимодействие с комиссией органам государственной власти трех стран обеспечить проведение соответствующих работ по приведению национального законодательства в соответствие со статьями 31-36 техрегламента "О безопасности пищевой продукции". ЕЭК планирует уведомить Армению, Казахстан и Россию о необходимости исполнения этих статей техрегламента", - проинформировали в пресс-службе.
Назаренко также отметил невыполнение планов действий ЕЭК в рамках заявленных приоритетов председательств Беларуси, Казахстана и Кыргызстана по корректировке положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и товаров, подлежащих ветеринарному контролю.
"Практика применения документа показала, что он является основным инструментом введения ограничений и запретов перемещения пищевой продукции животного происхождения на едином рынке ЕАЭС, - указали в ЕЭК. - При этом уполномоченные органы в сфере ветеринарии во многих случаях осуществляют контроль за требованиями техрегламентов, принимают ветеринарные меры, которые приводят к ограничениям взаимных поставок, что не предусмотрено в законодательствах стран союза. В целях разрешения этих проблем комиссия совместно с уполномоченными органами в течение 2019 года скорректировала этот документ. Его рассмотрение Коллегией ЕЭК было перенесено несколько раз по просьбе России, учитывая необходимость формирования единой позиции. ЕЭК ожидает, что российская сторона представит свою единую позицию до 20 марта текущего года".
"Кроме того, не выполняется пункт 2 решения Совета ЕЭК №149 в части дополнения документа четкими определениями понятий "временных мер", обоснованием их введения и самим содержанием временных мер", - констатировали в пресс-службе. Несмотря на срок, который был установлен (IV квартал 2016 года), поручение не выполнено до настоящего времени. "По мнению комиссии, многим уполномоченным органам выгодно иметь неконкретный документ, который не регламентирует это понятие, для того чтобы вольно трактовать его положения и принимать необоснованные решения, - заявили в ЕЭК. - В этой связи комиссия подготовила изменения в 149-е решение, которое строго соответствует действующему Договору о ЕАЭС. Однако практически ни от одной страны союза не поступили консолидированные предложения по корректировке".
"ЕЭК предлагает странам союза до 1 апреля отработать этот вопрос на уровне исполнительных органов, ответственных за взаимодействие с комиссией, высказать свою позицию. В случае наличия представить предложения по изменению в договор, дать формулировки в отношении ветеринарно-санитарных и карантинно-фитосанитарных мер, после чего документ будет вынесен на рассмотрение Коллегии ЕЭК в II квартале этого года", - резюмировали в ЕЭК.
Напомним, 5 февраля на заседании в Алма-Ате премьер-министры государств ЕАЭС обсудили взаимодействие в различных сферах.
В 2021 году в ЕАЭС председательствует Казахстан. В январе президент республики Касым-Жомарт Токаев назвал приоритеты председательства Казахстана в объединении. Особое внимание предлагается уделить промышленной кооперации, устранению барьеров во взаимной торговле, сотрудничеству в сфере транспорта, цифровизации, а также развитию торговли с третьими странами и интеграционными объединениями.
11 декабря 2020 года лидеры стран ЕАЭС утвердили Стратегию развития евразийской интеграции до 2025 года.
Документ содержат 330 мер и механизмов по развитию сотрудничества. План мероприятий по реализации стратегии должен быть утвержден в первом квартале 2021 года. Чтобы реализовать стратегию, понадобится заключить 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов, а также внести около 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС и национальные законодательства.