Мир перемен. 2009. № 3.

Мир перемен. 2009. № 3 - содержание резюме

СОДЕРЖАНИЕ

Слово к читателю

Мировой кризис
Ж. Сапир. Кризис ХХI века
А. Гузенбауэр. Социально-политические проявления кризиса
М. Кешаварззаде. Исламская Республика Иран и мировой финансово-экономический кризис
Антикризисные стратегии (за “круглым столом” Ялтинских чтений)

Трансформация
Н. Бухарин. 20 лет перемен в странах Центрально-Восточной Европы
Л. Чаба. О будущем исследований экономики переходного периода
Й. Хельшер. Успехи и неудачи экономических трансформаций

Экономика
Э. Мончиньска. Экономика и экономическая политика в условиях неопределенности
Г. Лисичкин. Почему наш пастух не стал ковбоем?

Политика
В. Дашичев.
Накануне Второй мировой: уроки предвоенного политического кризиса
Ф. Уле-Веттлер. США на глобальной шахматной доске

Становление гражданского общества
К. Брутенц. Российские средства массовой информации и интересы общества

Глобализация
Гж. Колодко. Вглядываясь в будущее Европы и мира
М. Холцель. Размышления о новой архитектуре европейской безопасности

Региональные сообщества
Принципы и парадигмы международных отношений на панъевропейском пространстве
Л. Лукшик, Б. Фрумкин. Аграрная торговля стран Вышеградской группы после присоединения к Евросоюзу
Европейский парламент: ветер перемен (обзор СМИ)

Культура
Е. Калоева. Об интеллектуальной элите и культурной политике в современной Сербии

Научная жизнь
Э. Шейнин. СЭВ в оценках XXI века

РЕЗЮМЕ

Ж. Сапир. Кризис XXI века
Последствия глобального финансового кризиса ощущаются в реальной экономике США, стран Западной Европы, тогда как в развивающихся странах они менее заметны. На глубинном уровне кризис отражает природу взаимодействия между финансовым и реальным секторами экономики. Его истоки происходят из структур реальной экономики, которые создали иллюзию роста, но не могли поддерживаться в долгосрочной перспективе. Если они останутся неизменными, то предстоит не выход из кризиса, а период стагнации после фазы рецессии, которая продлится, по крайней мере, до конца 2009 г.

А. Гузенбауэр. Социально-политические проявления кризиса
Нам следует понять, что нынешний кризис охватил не только сферу экономики и финансов, даже несмотря на то, что здесь он выражается наиболее заметно. Существуют и другие его аспекты, которые проявляются уже длительное время, достаточно напомнить о ситуации с ценами на продовольственные товары, энергопоставками, и, разумеется, о мировом социально-политическом кризисе.

М. Кешаварззаде. Исламская Республика Иран и мировой финансово-экономический кризис
Когда мир столкнулся с печально известной Великой депрессией 1929–1933 гг. и ее разрушительными последствиями, благодаря продуманным мерам удалось успешно найти выход из нее. Преодоление нынешнего финансово-экономического кризиса в менее развитых странах Центрально-Азиатского региона потребует разработки коллективных и кардинальных решений, направленных на восстановление реального сектора экономики и устойчивого роста.

Антикризисные стратегии
Участники Вторых международных ялтинских чтений «Смешанная экономика – XXI век. Мировой финансовый кризис» за «круглым столом» обсудили причины, уроки и пути преодоления экономического кризиса, риски, шансы и возможности гармонизации отношений в треугольнике ЕС − Россия − Украина.

Н. Бухарин. 20 лет перемен в странах Центрально-Восточной Европы
Политики стран Центрально-Восточной Европы в процессе системной трансформации поставили основной задачу перехода к западной, прежде всего европейской, модели общественного развития – демократии и рынку. Идея достижения соответствующих стандартов свободы и процветания преобладала в сознании элиты государств региона на протяжении последних 20 лет. Речь шла об уровне экономического развития и потребления, функционирования политической системы. На Западе события 1989 г. рассматривали как победу ценностей, либерализма и «конец истории».

Л. Чаба. О будущем исследований экономики переходного периода
В статье предпринята попытка проанализировать два взаимосвязанных сюжета: будущее стран, осуществивших трансформацию, и перспективы комплексного исследования экономики переходного периода. Используя преимущества ретроспективного подхода, автор предлагает некоторые способы концептуального освещения и измерения устойчивости процесса и его включения в европейский контекст. Кроме того, рассматриваются последствия финансовых потрясений 2007–2009 гг. и предлагаются гипотезы по двум основным аспектам: восстановление условий для устойчивого развития экономики и интеграция исследований переходной экономики в существующие научные направления.

Й. Хельшер. Успехи и неудачи экономических трансформаций
Опыт 20-летних экономических трансформаций, попытка выявить их концептуальные и практические успехи и неудачи позволяют извлечь уроки не только для стран переходного периода, но и формирующихся рынков в целом. В условиях глобального экономического кризиса это может оказаться полезным даже для развитых капиталистических стран. Более того, текущий кризис позволяет определить издержки трансформаций. Несмотря на успех стран переходной экономики за последние 20 лет, снижение темпов роста, в общем и целом, оказалось для них неизбежным, также как откат в торгово-финансовой сфере.

Э. Мончиньска. Экономика и экономическая политика в условиях неопределенности
Небывалый динамизм перемен, происходящих в настоящее время в глобализирующейся мировой и национальных экономиках, обусловливает превращение рационального предвидения и формирования будущего в один из труднейших вызовов для экономистов. Необходимо преодолеть дефицит стратегической политики, который негативно влияет на эффективность экономики и ухудшает условия ее функционирования. Для этого следует изменить сложившиеся подходы к экономической науке.

Г. Лисичкин. Почему наш пастух не стал ковбоем?
В течение долгого времени крестьян в России превращали в лишенных права собственности на землю «частичных работников» и «пастухов», эффективность их труда оставляла желать лучшего. Между тем именно сельское хозяйство может стать тем главным рычагом, который позволит не только преодолеть нынешний кризис, но и повернуть всю российскую экономику на инновационный путь развития. Для этого следует радикально пересмотреть отношение к крестьянству.

В. Дашичев. Политика и стратегия Германии накануне Второй мировой войны
Исследование европейской истории 1938-1939 годов, представляет большой политический и научный интерес. В этот период Европа вступила в предвоенный политический кризис. После 1945 г. международное сообщество пережило много потрясений: берлинская блокада 1948 г., «Карибский кризис» 1962 г. Тогда войны удалось избежать, поскольку в международной политике решающую роль играл новый сдерживающий фактор – ядерное устрашение. Вот почему изучение особенностей, причин и факторов развития кризисов сохраняет актуальность и сегодня.

Ф. Уле-Веттлер. США на глобальной шахматной доске
Современную мировую политику определяют два основополагающих обстоятельства. Во-первых, стремление США к мировому господству, а тем самым к «западной» политике, и, во-вторых, попытки лишить ООН ее прав. Немаловажно при этом выявить соотношение прав человека и демократии, что было, есть и будет определяющим, решающим фактором международных отношений.

К. Брутенц. Российские средства массовой информации и интересы общества
Средства массовой информации – незаменимый инструмент построения общественных связей, это каналы информационного обмена и диалога между государственными институтами и обществом. Они обладают потенциалом воздействия на большие группы населения, задают тон политической, экономической жизни, воздействуют на ментальность, нравственную атмосферу, поведенческие мотивы людей. В условиях современной России, в силу подчиненного положения узкокорпоративным интересам их владельцев или покровителей, массмедиа, к сожалению, не всегда выполняют функцию объективного освещения событий, распространения знаний и культуры.

Гж. Колодко. Вглядываясь в будущее Европы и мира
Отвечая на вопрос о том, как будет выглядеть Европа через два поколения, следует помнить, что это зависит от того, как может развиваться мир в будущем, и что будет происходить в отдельные периоды времени. К сожалению, подобные пассивные предсказания, как правило, строятся на основе современных представлений и простой экстраполяции существующих тенденций развития. Можно, однако, подойти к таким прогнозам с активной позиции и сформулировать сценарии развития, на реализацию которых можно активно воздействовать.

М. Холцель. Размышления о новой архитектуре европейской безопасности
5 июня 2008 г. в выступлении перед бундестагом президент России Д. Медведев призвал к созданию новой архитектуры европейской безопасности. Однако на данный момент российское правительство не разработало ее детально. В статье автор затрагивает проблему реформирования ОБСЕ, которой принадлежит ведущая роль в обеспечении европейской безопасности.

Принципы и парадигмы международных отношений на панъевропейском пространстве
Может ли Евросоюз, и каким образом, реализовать более эффективные общие программы и проекты на трех основных политических пространствах: России, восточных соседей (стран – участниц программы Восточное партнерство) и Центральной Азии? Как обеспечить синергию действий, между этими пока сегментированными направлениями, а также как побудить российское руководство к конструктивному сотрудничеству в более широком европейском масштабе вместо продолжения усилий по реорганизации постсоветского пространства в качестве собственной сферы влияния. Об этом размышляют эксперты брюссельского Центра европейской политики. По их мнению, несмотря на различия в силу политических соображений между тремя названными векторами европейской политики соседства, они, однако, объединяются общими инструментами управления и ценностями ЕС.

Л. Лукшик, Б. Фрумкин. Изменения в аграрной торговле стран Вышеградской группы после присоединения к Евросоюзу
Вступление стран Вышеградской группы (Венгрии, Польши, Словакии и Чехии) в Евросоюз в 2004 г. существенно повлияло на динамику и структуру их торговли сельскохозяйственной продукцией как в рамках расширенного ЕС, так и с третьими странами.

Е. Калоева. Об интеллектуальной элите и культурной политике в современной Сербии
Культурная жизнь современной Сербии испытывает влияние двух разнонаправленных тенденций: возрождения национальной идентичности, опирающейся на мифологию, религию, древние традиции и народное творчество, с одной стороны, и массовой культуры глобализирующегося общества – с другой. Перед государством остро стоит задача разработки стратегии национальной культурной политики.

Читайте также: