Провокации Украины усиливают напряженность в регионе
Сергей Жильцов, доктор политических наук
В последние месяцы ситуация в Черноморском регионе резко обострилась. Одной из причин нарастания напряженности в Причерноморье является конфронтационный курс Украины. К политике Киева, ориентированной на обострение отношений с Россией, добавился внутриполитический фактор, связанный с приближением выборов президента. Они должны пройти в марте 2019 года. Петр Порошенко пытается через конфликты с Россией в Черноморском регионе повысить своей рейтинг, добиваясь таким способом переизбрания на второй срок.
Геополитическая ситуация в Причерноморье стала стремительно меняться после 2014 года. По времени это совпало с государственным переворотом на Украине и последующим вхождением Крыма в состав России. В ответ на это западные страны ввели против России санкции, которые были направлены на изменение ее внешней политики, прежде всего на постсоветском пространстве. Опасения Запада в потенциальном усилении российских позиций имели основания, поскольку к началу 2014 года Россия и ряд ее ближайших соседей вышли на подписание документов о создании Евразийского экономического союза. Он должен был консолидировать вокруг Москвы ряд постсоветских государств, тем самым создавая условия для усиления позиций России.
Антироссийская политика незамедлительно сказалась на внешнеполитических позициях Киева, который стал ориентироваться на интересы Запада и пошел на обострение отношений с Россией, в том числе в Черноморском регионе. Украинские власти стали разыгрывать политическую карту, связанную с возвращением полуострова в состав Украины, акцентируя внимание на защите интересов крымских татар. Данные вопросы прочно заняли свое место в черноморской политике Украины. Опираясь на поддержку ЕС и США, которые были заинтересованы в дальнейшем ослаблении российско-украинского межгосударственного сотрудничества, Киев проводил курс на привлечение дополнительного внимания к этим вопросам западных стран и международных организаций.
Украинская сторона проводит линию на разрушение договорной базы, которая была создана ранее. Киев периодически ставит вопрос о пересмотре межгосударственных договоренностей, касающихся использования Керченского пролива. Речь идет о договоре между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который был подписан в 2003 году. Затем на протяжении длительного времени Москва и Киев вели переговоры относительно правового режима Керченского пролива, который соединяет Азовское и Черное моря. Однако многочисленные переговоры, проведенные до 2014 года по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива не дали результата, а после смены власти на Украине были заморожены. На этом фоне Киев проводит политику, направленную на обострение российско-украинских отношений в Черноморском регионе. Украинская сторона анонсировала и сделала первые шаги по созданию военной инфраструктуры в Приазовье. Кроме этого, Украина создает провокационные ситуации в регионе, организуя захват российских судов и осуществляя незаконное пересечение государственной границы в Азовском море кораблями военно-морских сил, что произошло в конце 2018 года.
Помимо поддержки со стороны западных государств Киев находит понимание у Турции, которая является одним из ближайших партнеров Украины в регионе. Анкара поддерживает политику Киева по возвращению Крыма, содействует привлечению внимания к «проблеме» крымско-татарского населения, меджлис которого занимает агрессивные по отношению к России позиции. Также Украина и Турция выступают за расширение стратегического партнерства, и в ближайших планах – заключение двустороннего соглашения о зоне свободной торговли. В то же время Турция развивает торгово-экономическое сотрудничество с Россией, осуществляя реализацию совместных энергетических проектов. В итоге, российско-турецкие отношения сочетают в себе элементы сотрудничества и конкуренции. Балансируя между Москвой и Киевом, Турция рассчитывает получать экономические выгоды от сотрудничества с Россией и сохранять «окно» возможностей для взаимодействия с Украиной. Позиция Анкары определяется задачами ее внешней политики, направленной на укрепление собственных позиций в этом стратегически важном регионе.
Тем не менее для России развитие сотрудничества с Турцией в Черноморском регионе и ее позиция по важнейшим региональным проблемам имеет большое значение. Так, Россию привлекает нежелание Турции пересматривать положения Конвенции Монтре, а также поддержка тезиса о неприсутствии в Черном море третьих стран. Эта позиция поддерживается Россией, для которой российско-турецкое взаимодействие по данному вопросу позволяет сдерживать напор США, в последние годы значительно расширивших свое присутствие в Черноморском регионе. При этом речь идет не только о политическом влиянии, которое за прошедшее десятилетие значительно возросло, но и о военной составляющей. Американские военные корабли практически постоянно присутствуют в акватории Черного моря. Кроме того, США продвигают инициативы по развитию военной инфраструктуры в Черноморском регионе, инициируя обсуждение перспектив перевооружения украинской армии, в том числе в Причерноморье. Для консолидации позиций отдельных причерноморских стран используются различные механизмы. Одним из них является ГУАМ. В последнее время организация получила новый импульс для развития, проведя ряд мероприятий, в том числе заседание на уровне глав правительств.
За последнее десятилетие ЕС выдвинул ряд инициатив, направленных на ограничение российского присутствия в Черноморском регионе. Среди них следует выделить «Черноморскую синергию», программу «Восточное партнерство». Эти и другие инициативы европейцев направлены на расширение политического, военного и экономического сотрудничества ЕС с причерноморскими странами, реализацию транспортных и энергетических проектов. В отношении Украины и Грузии ЕС реализует политику расширения торгово-экономического взаимодействия. Так, в последние несколько лет с этими странами ЕС подписал соглашение об ассоциации. Претензии европейцев на лидерство в Причерноморье определяются долгосрочными задачами. Это предусматривает кардинальное изменение расстановки сил в Черноморском регионе и ограничение влияния в нем России.
Черноморский регион находится в фокусе внимания западных стран, которые имеют планы по расширению здесь своего влияния. Упор делается на развитие двусторонних отношений с отдельными причерноморскими странами, поощрения их к проведению антироссийской политики. Помимо Румынии и Болгарии, которые являются членами НАТО и ЕС, западные страны делают ставку на Украину и Грузию. В последние годы Запад активно развивал политические контакты с этими странами. В свою очередь, Киев и Тбилиси последовательно реализуют политику, направленную на вступление в Евросоюз и альянс.
Российская политика направлена на минимизацию негативных последствий в регионе, расширение политического и экономического сотрудничества с причерноморскими странами, прежде всего с Турцией и Болгарией. Однако их членство в евро-атлантических структурах снижает эффективность российских усилий. С другими причерноморскими странами, прежде всего Украиной и Грузией, отношения развиваются более сложно. Сказываются внутриполитическая ситуация в этих странах и их готовность следовать в русле политики западных стран.
В ближайшее время отношения России и Украины не имеют предпосылок к улучшению, тем более что Киев готов и дальше действовать в одностороннем порядке. В конце декабря украинский президент подписал закон «О прилегающей зоне Украины», который ранее был принят Верховной радой. Согласно этому закону, Киев расширил контроль в Черном море с 12 до 24 миль, аргументируя это необходимостью защищать свои интересы в регионе.
Односторонние и провокационные действия Украины в отношении России будут негативно отражаться на ситуации в Причерноморье. Тем более что в регионе прочно закрепилась тенденция разделения государств по политическим предпочтениям, практически отсутствуют многосторонние проекты. Торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество России и причерноморских стран осуществляется в условиях информационно-политического прессинга. Эти и другие факторы все туже затягивают узел геополитических проблем, которые накопились в Черноморском регионе.
НГ-Дипкурьер. 13.01.2019