Порошенко требует смены курса в отношении Донбасса
Татьяна Ивженко
Руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак считает, что выполнить Минские соглашения без внесения в них поправок невозможно. В то же время глава МИД РФ Сергей Лавров полагает, что Минские соглашения – «документ, совершенно неубиваемый». На фоне противоречий партия Петра Порошенко призывает команду Зеленского проводить более жесткую политику относительно урегулирования в Донбассе.
В шестую годовщину подписания комплекса мер по выполнению Минских соглашений (Минска-2) партия «Европейская солидарность» Порошенко подготовила законопроекты «о борьбе с российской пропагандой и противодействием коллаборационизму». Они еще не зарегистрированы в Верховной раде, поскольку партия предложила другим парламентским фракциям присоединиться к подписанию проектов. Это потребует времени.
Порошенко отметил, что предложение не касается только одной фракции – партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ), потому что в «Европейской солидарности» саму ОПЗЖ считают «пятой колонной», на борьбу с которой и направлены законопроекты.
Один из лидеров партии Порошенко Артур Герасимов сказал, что подготовка к регистрации законопроектов станет «реальным тестом для каждой фракции в парламенте, для каждой политической партии. Это тест для парламента – подходит ли он системно, стратегически к вопросу защиты Украины от российской агрессии». По мнению Герасимова, политика, проводившаяся с момента смены украинской власти в 2019 году, уже себя исчерпала: «Защита Украины от агрессии Российской Федерации на фронте, а также в информационной, дипломатической сферах не может зависеть от случайных решений нынешней власти. Полностью обанкротился их (правящей партии «Слуга народа» и президента Зеленского. – «НГ») подход о том, что «в глазах Путина можно увидеть мир» и что «надо просто перестать стрелять». Мы требуем от нынешней власти вернуться к стратегии пятого президента Украины по противодействию агрессору».
Что касается ситуации в зоне конфликта, то «Европейская солидарность» требует отменить все ограничения на ответный огонь. Члены партии заявляют, что объявленное в июле перемирие уже не действует. И возмущаются, поскольку, по их словам, президент Зеленский, который на прошлой неделе вместе с послами «большой семерки» побывал у линии разграничения, не заметил тревожных перемен.
Зеленский в ходе поездки отметил, что в последнее время ситуация в Донбассе ухудшилась, но подчеркнул: «Как бы скептически кто ни относился к слову «перемирие», режим прекращения огня нужен и является достижением. Это спасло реальные жизни наших военных и гражданских». В подтверждение он сказал, что в 2018 году в Донбассе 121 украинский военнослужащий погибли и 799 получили ранения; в 2019 году – убиты 100 и ранены 507 военных, в 2020 году погибли 50 человек, ранения получили 338 военнослужащих.
Президент Украины рассчитывает, что в ближайшее время можно приблизить встречу лидеров «нормандской четверки». Для этого требуется на уровне советников провести подготовительную работу: «Минские соглашения надо разобрать на детали, прописать все шаги, привязать их к датам – и выполнять… Именно это мы и сделали. Подготовлен соответствующий документ, и советники «нормандской четверки» его прорабатывали».
Как ранее сообщалось, российская сторона раскритиковала украинские планы. Еще в ноябре глава украинской делегации на Минских переговорах Леонид Кравчук сообщил о разработанном «Плане совместных шагов» – своеобразной «дорожной карте» выполнения Минских соглашений. Документ предполагал внесение поправок в очередность выполнения пунктов Минска-1 (от сентября 2014 года) и Минска-2 (от февраля 2015 года). «Первое, что мы предлагаем сделать, – это прекратить обязательно вооруженный конфликт и провести полную демилитаризацию отдельных районов Донецкой и Луганской областей. С этого надо начинать», – сказал Кравчук агентству «Интерфакс-Украина». По логике этого плана, к началу января с.г. из зоны конфликта требовалось вывести все вооруженные формирования, которые Киев считает незаконными. Затем начался бы период восстановления украинской юрисдикции на этой территории. План, представленный Кравчуком, предполагал, что уже в марте с.г. можно было бы провести в Донбассе выборы местных органов власти.
Это положение вступило в противоречие с проектом закона «О государственной политике переходного периода», разработанным в украинском Министерстве по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. О документе стало известно в середине января. В этом плане по реинтеграции Донбасса предусмотрено проведение выборов местных органов власти одновременно на всей территории страны, то есть не ранее 2025 года.
Вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, замглавы украинской делегации на Минских переговорах Алексей Резников, отвечая на вопросы журналистов, акцентировал внимание на том, что в планах украинской власти – найти общий язык с мирными жителями территорий по ту сторону от линии разграничения. «Мы для себя приняли решение отказаться от слова «коллаборант». Я сам применял его в своих публичных интервью и даже говорил, что мы должны принять закон о коллаборантах. Но когда мы начали изучать международный опыт… мы вышли на то, что коллаборационизм имеет достаточно спорное значение, под определение могут попасть с большой вероятностью нормальные люди, заложники ситуации», – объяснил чиновник.
Сейчас партия Порошенко требует внести в законодательство это понятие, чтобы меры наподобие недавнего запрета на вещание трех телеканалов были не разовыми, а системными. «Речь идет не о тех, кто на оккупированной территории под угрозой для жизни вынужден работать в тех или иных учреждениях, в больницах или школах. Речь идет в первую очередь о тех, кто на подконтрольной территории проводит коллаборационистскую работу – добровольно или за деньги. И должна быть установлена четкая уголовная ответственность как для физических лиц, так и для политических партий, общественных организаций, которые проводят эту работу, финансируются государством-агрессором…» – сказал Порошенко. Он привел пример: «Медведчук (глава политсовета партии ОПЗЖ Виктор Медведчук. – «НГ») – точно коллаборант. Содержательная часть законопрокта (разработанного «Европейской солидарностью». – «НГ») состоит в чем? Публичные призывы, направленные на поддержку или сотрудничество с государством-агрессором либо с оккупационной властью. Призывы вести переговоры с террористами, призывы о снятии с России политической ответственности за агрессию против Украины. Это все то, что неоднократно делали представители ОПЗЖ. И это стопроцентные признаки коллаборации». В случае если Верховная рада поддержит законопроекты партии Порошенко, нарушителям будет грозить реальный тюремный срок за коллаборационизм. Детали предлагаемых поправок в Уголовный кодекс пока неизвестны. Но партия Порошенко требует от Зеленского жестких решений.
Относительно мягкие предложения, изложенные ранее в том плане, который представил Кравчук, и в законопроекте, о котором говорил Резников, вызвали критику как в ДНР/ЛНР, так и в России. Украину подозревают в попытке провести ревизию Минских договоренностей, чтобы сорвать их выполнение. Глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью Владимиру Соловьеву на днях отметил: «Мы заинтересованы в том, чтобы Минские договоренности оставались на столе. Они утверждены Советом Безопасности ООН и содержат договоренности, от которых очень трудно уходить... Если есть документ, совершенно «неубиваемый», если люди пытаются оправдать свои действия по его невыполнению смешными заверениями, в дипломатическом плане нам это выгодно». Он подчеркнул, что с точки зрения России договоренности не выполняет украинская сторона: «Украина хочет, чтобы Минские договоренности перестали существовать. Пусть скажут это сами. Президент Зеленский говорит, что Минские договоренности плохие, но позволяют сохранять санкции против России». Лавров возмутился тем, что «Зеленский ничего не делает», чтобы выполнить Минские соглашения, а перекладывает ответственность на Россию, «хотя нас там ни разу никто не упомянул. Там только Киев, Донецк и Луганск».
В то же время глава офиса президента Зеленского Андрей Ермак в интервью украинскому телеведущему Тиграну Мартиросяну отметил, что Украина является сторонником Минских соглашений: «Но мы говорим правду: если возьмем каждую строку этих соглашений – в некоторых формулировках уже истекли сроки, в течение которых должны были быть выполнены те или иные шаги. Безусловно, в процессе согласования новой «дорожной карты», нового плана, который должен базироваться на принципах Минских соглашений, нужно вносить корректировки. Сейчас уже 2021 год». В 2014–2015 годах, когда подписывались Минск-1 и Минск-2, ситуация была другой, отмечают в Киеве.
Главное, что изменилось за шесть лет, – в украинском законодательстве были закреплены новые понятия. Еще в период президентства Порошенко Верховная рада признала Россию «государством-агрессором», а ДНР/ЛНР и крымскую власть – «временными оккупационными администрациями». Сейчас украинский МИД заявляет, что Россия не может считаться посредником в урегулировании конфликта.
Независимая газета. 14.02.2021