Падение Карабаха обнажило проблемы Армении

Артур Аваков


Премьер Армении Никол Пашинян обсудил с президентом РФ Владимиром Путиным ситуацию, сложившуюся после переселения армян Карабаха, говорится в сообщении на портале армянского правительства. На сайте Кремля сказано, что Путин обсудил с Пашиняном и главой Азербайджана Ильхамом Алиевым развитие ситуации вокруг Карабаха.

Для лидеров РФ и Армении это первый разговор с 20 сентября. Тогда Азербайджан завершил операцию в Карабахе. С тех пор Ереван активно перекладывал вину за утрату самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР) на Москву. Нельзя сказать, что жители Армении не разделяют таких настроений. Обида на Россию сильна, в том числе потому, что многие верили в превращение Карабаха в аналог Абхазии, хотя Кремль ничего подобного не обещал.

Однако даже беженцы понимают, что винить только северного соседа неправильно. По их мнению, основная ответственность за НКР и его жителей всегда была на Ереване и Степанакерте. При этом власти самопровозглашенной республики фактически исчезли, как будто их никогда и не было, а руководство Армении с трудом справляется с потоком вынужденных переселенцев и не может гарантировать, что война не перекинется с Карабаха на территорию республики.

«Пашинян нам ничего никогда не обещал. Мы всегда были ему безразличны, ему бы с Арменией справиться, – говорит беженец из Степанакерта Эдвард. – Но я в протестах участия не принимал и принимать не собираюсь. В основном в них участвовали люди, которые хотели вернуться во власть, чтобы разворовывать государственный бюджет. Бывшие говорят, что при них такой трагедии не случилось бы, но разве не они заложили для нее фундамент? Армия никакая, экономика такая же… И в Карабахе было все то же самое: несколько человек сконцентрировали все богатства в своих руках и наплевали на остальных».

С ним согласен карабахский активист Давид Ванян. «По сравнению с 2020 годом в 2023-м не было никакой организации. Даже в школах не смогли провести эвакуацию. Дети разбежались кто куда, и потом их несколько суток искали. Так получилось потому, что власти НКР три года не рассчитывали на свои силы и постепенно деградировали», – уверен собеседник «НГ».

При этом ни он, ни его знакомые не участвовали в протестах в Армении. «Мы уже потеряли Нагорный Карабах, за что там теперь митинговать? Понятно, что некоторые армянские политики с нашей помощью хотят удовлетворить свои амбиции, но у нас есть более важные проблемы. Наша главная задача – найти себе работу и крышу над головой, чтобы затем жить и трудиться на благо армянской государственности, – рассуждает Ванян. – После НКР у нас нет права потерять еще и Армению. Поэтому сегодня каждая политическая акция должна быть осознанной, нужно понимать, идет ли это во благо твоему народу или во вред. В 2026 году будут парламентские выборы, там легитимным путем можно выбрать новое руководство страны».

В конце сентября канадский Институт Фрейзера опубликовал рейтинг «экономической свободы». В нем Армения заняла 33-е место из 165. Это лучший результат среди всех стран СНГ. К примеру, Азербайджану досталось 122-е место, а России – 104-е. Но жителям Еревана от этого не становится легче. «Что толку от нашей свободы, если нет государства?» – сокрушается 50-летний Айк. По его мнению, сначала нужно решить проблемы с безопасностью и развить экономику, чтобы не нужно было ездить на заработки в другую страну, а потом развивать демократию.

«С 2018 года власти Армении проваливают все кризисные ситуации. Не справились с коронавирусом, проиграли 44-дневную войну, развалили переговорный процесс с Азербайджаном, не смогли защитить границы Армении и правильно выстроить отношения с союзниками. В связи с этим будущее выглядит безрадостным», – считает армянский политолог Тигран Кочарян.

В качестве подтверждения своих слов эксперт привел недавнее подписание Пашиняном в испанской Гранаде декларации, в которой он еще раз признал территориальную целостность Азербайджана. Азербайджанского президента Ильхама Алиева на переговорах не было, а спустя пару дней он сказал, что претендует на восемь сел. Речь шла о населенных пунктах: Юхары-Аскипара (армянское название Верин-Воскепар), Ашагы-Аскипара (Неркин-Воскепар), Бархударлы, Софулу, Баганис-Айрым, Гызыл Гаджилы, Хейримли и Кярки (Тигранашен), которые перешли под контроль Еревана с начала 1990-х годов. В некоторых из них уже никто не живет, но это анклавы, которые в том числе находятся на важных дорогах.

Слабость государственных институтов видна даже там, где чиновники вроде бы справляются со своими обязанностями. Например, власти 23-тысячного города Масис, в котором местами нет асфальтированных дорог, смогли принять у себя 10 тыс. беженцев. Одних они расселили в городской черте, других – в близлежащих селах. В ход пошли даже заброшенные здания, которые собирались сносить. Всех обеспечили едой, одеждой, средствами гигиены и лекарствами.

Руководство Масиса с гордостью заявляет, что не потратило на беженцев ни одного драма из городского бюджета. Все первичные проблемы на базовом уровне удалось решить за счет пожертвований. Но в частных беседах те же люди признаются, что в казне просто не хватило бы средств, поэтому мэру Давиду Амбарцумяну пришлось напрячь свои личные связи в крупном бизнесе, которых у него много.

«Очень важно, чтобы большая часть переселенцев из Нагорного Карабаха осталась в Армении, а не уехала в Россию, Евросоюз или США. Это важно для будущего республики. Они наши братья и сестры, вместе мы станем сильнее», – сказал «НГ» первый заммэра Масиса Норайр Акопян.

Примечательно, что Амбарцумян пришел к власти еще до бархатной революции и в 2018-м был активным противником Пашиняна. Его даже пытались посадить в тюрьму за организацию «массовых беспорядков», но потом отпустили. Во время второй карабахской войны Амбарцумян поднял над Масисом флаг НКР, который развевается до сих пор. Вероятно, это единственный на всю Армению случай.

Независимая газета. 08.10.2023

Читайте также: