Мир перемен. 2021. № 3.
Мир перемен. 2021. № 3 - содержание резюме
СОДЕРЖАНИЕ
Слово к читателю
Р. Гринберг. Афганская рулетка: кто выиграет и кто проиграет?
Дилеммы глобализации
В. Дергачев. Формирование периферии нестабильности на постсоветском пространстве
Д. Лебедева. Научно-технологическая стратегия Китая в условиях противостояния с США
Капитализм – капитализмы
Арктика – регион противоположных интересов
Экономика
И. Ильин, А. Сарыгулов, Л. Унгвари. Зигзаги экономического развития Кыргызстана
Н. Зиядуллаев. Центральная и Южная Азия: между глобализацией и регионализацией
Л. Ходов. Богатства современных европейских монархов
Социальная сфера
И. Синицина. Социальные аспекты пандемического кризиса в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
Н. Григорьева, Ван Цзиньжо. Система социального доверия в Китае
Ф. Меструм. Куда ведет Вашингтонский консенсус?
Гражданское общество
Е. Калоева. Зачем нужно гражданское общество?
Размышления по поводу одной книги
Р. Моррисон. Демократия в ХХI веке
К. Брудзинска. Поддержка демократии странами Вышеградской четверки
Региональные сообщества
А. Тавадян, Аг. Тавадян. Свет и тени евразийской интеграции
А. Шурубович. Белоруссия в ЕАЭС: достижения и упущения
Научная жизнь
И. Коргун, Горбачева. В. Исследования Восточной и Юго-Восточной Азии. Памяти М. Тригубенко
РЕЗЮМЕ
Р. Гринберг. Афганская рулетка: кто выиграет и кто проиграет?
С уходом американцев из Афганистана заметно возросла вероятность гражданской войны. Предотвратить такое развитие событий могут только совместные действия Запада, России и Китая, что предполагает хотя бы временную приостановку их теперешней конфронтации. Но смогут ли они действовать ответственно и отказаться от своих геополитических амбиций?
В. Дергачев. Формирование периферии нестабильности на постсоветском пространстве
Большинство новых независимых государств сформировалось в своих границах в советском геополитическом пространстве, трансформация которого еще не завершилась1. Распад СССР сопровождался в ближнем зарубежье локальными конфликтами, временно замороженными. В настоящее время начинается их новая волна, связанная с обострением конкуренции великих держав и сменой поколений.
DOI: 10.51905/2073-3038_2021_3_8
Д. Лебедева. Научно-технологическая стратегия Китая в условиях противостояния с США
При высокой нестабильности, нарастания международной конкуренции, обострения глобальных вызовов ключевым фактором развития остается научно-технологический прогресс. Инновациям отводится роль инструмента решения важнейших проблем человечества, таких как изменение климата, перенаселение и старение населения, истощение ресурсов, риск возникновения эпидемий и др. Опыт Китая, как и других стран – технологических ли-деров, показывает, что при стратегическом видении и последовательной научно-технологической политике за короткий срок можно добиться внушительных результатов в развитии инноваций.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_23
Капитализм – капитализмы
Суть и проявления этого бинома стали предметом об-суждения на 10-м заседании Лаборатории БРИКС Европейского института политических, экономических и социальных исследований (EURISPES) 7 июля 2021 г. в Риме. Многочисленные социальные, политические, культурные и религиозные факторы вызывают глобальные изменения, в том числе при формировании различных капиталистических систем в основных регионах мира. Участвуют в этих процессах, стоя у истоков новых капиталистических систем, и Индия, и Китай. Аналитическое видение таких изменений на основе институционального подхода, весьма важное для понимания стратегий стран БРИКС, представлено в докладах профессоров Э. Базиле и К. Чекки.
Арктика – регион противоположных интересов
Арктика – кладовая запасов полезных ресурсов. Неудивительно, что этот регион представляет собой объект территориальных, ресурсных, военно-стратегических интересов и претензий разных государств. В последние десятилетия он становится все более притягательным не только для арктических, но и ряда других стран, таких, например, как Китай. При этом регион – одна из самых хрупких экосистем планеты, и его экологические проблемы в силу природно-географических особенностей, вероятно, перерастут из региональных в глобальные.
И. Ильин, А. Сарыгулов, Л. Унгвари. Зигзаги экономического развития Кыргызстана
31 августа 2021 г. Кыргызская Республика отметила 30-летие независимости. На ее долю выпала особая роль возмутителя спокойствия собственной политической системы. За последние 16 лет здесь сменилось пять президентов, трое из которых были вынуждены покинуть посты из-за силовых сценариев развития событий. Республика, когда-то населенная многими народами, постепенно становится мононациональным государством, а наиболее креативная и экономически дееспособная часть граждан в поисках луч-шей жизни покидает страну. Безусловно, все эти события имеют экономические корни. Именно они, по нашему мнению, предопределяют политический вектор развития страны. Поэтому и необходим анализ основных причинно-следственных связей экономического характера, способных объяснить природу киргизского политического феномена.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_60
Н. Зиядуллаев. Центральная и Южная Азия: между глобализацией и регионализацией
Центральная и Южная Азия – колыбель одной из древнейших мировых цивилизаций – ассоциируется с самыми оживленными маршрутами Великого шелкового пути как торговой магистрали, возникшей в III в. до н.э. и просуществовавшей до XVII в. «Развитие идет там, где проходят торговые пути», – говорили древние мудрецы. Государства всегда боролись, чтобы караваны товаров проходили через их территорию, поскольку это не только помогало росту экономики и обогащению населения, но и превращало их в участников глобальной торговли.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_70
Л. Ходов. Богатства современных европейских монархов
Одно из наследий феодализма в Европе – отчасти реальное, отчасти демонстративное – существование десяти монархий, обладающих разными по размерам капиталами и в разной степени принимающих участие в хозяйственной и общественно-политической жизни своих государств. Каково же финансовое положение монарших семей, их место в экономике отдельных стран, проблемы, стоящие перед ними?
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_82
И. Синицина. Социальные аспекты пандемического кризиса в странах Центральной и Юго-Восточной Европы
Социальные последствия текущего пандемического кризиса связаны с его характером, «внешним» по отношению к экономическим и политическим субъектам. В период финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. на пер-вый план выступала компенсация негативных социальных последствий структурных дисбалансов и ошибок в управлении в отдельных странах. Сегодня речь идет о цене и последствиях сознательных действий национальных правительств по ограничению экономической активности с целью снизить распространение вируса.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_95
Н. Григорьева, Ван Цзиньжо. Система социального доверия в Китае
Система социального доверия – масштабный проект, реализуемый в Китайской Народной Республике. В его рамках центральные и местные власти КНР разрабатывают регулятивно-контрольные механизмы, демонстрируя но-вые технологии, с помощью которых происходят сущностные изменения в системе публичного управления с целью «построения честного общества». В основе – идея оценки кредитоспособности гражданина во всех сферах его жизни – экономической, социальной, политической. Почему же именно сфера финансово-кредитных отношений послужи-ла отправной точкой для повсеместного распространения системы социального доверия?
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_111
Ф. Меструм. Куда ведет вашингтонский консенсус?
21 апреля 2021 г. скончался экономист Дж. Уильямсон, который четко изложил (и назвал «Вашингтонским консенсусом») политику, навязанную Мировым банком, МВФ, Советом Федеральной резервной системы США и Казначейством США обремененным долгами странам Латинской Америки. В тот момент, в 1990 г., эта политика «структурной перестройки» применялась уже в течение десятилетия с катастрофическими социальными последствиями. Социальные расходы снижены почти повсеместно, государственные услуги приватизированы, рынки труда были дерегулированы, и миллионы людей потеряли работу. Дж. Уильямсон же подчеркивал, что консенсус ни в коей мере не охватывает социальную политику. С тех пор Вашингтонский консенсус не раз объявлялся мертвым. Но так ли это? Просто сегодня мы называем эту политику «неолиберализмом» или «жесткой экономией», что точно также подразумевает другой тип государства – с меньшим размахом и с большей силой, как его описал Ф. Фукуяма.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_127
Е. Калоева. Зачем нужно гражданское общество? Размышления по поводу одной книги
Сейчас, когда гражданское общество во многих странах чрезвычайно слабое, а внешняя политика по ряду аспектов зашла в тупик, вышедшая в 2020 г. книга А. Попова «Марш длинною в два десятилетия»1 имеет особое значение. В ней прослеживается деятельность региональной сети неправительственных организаций, объединившая представите-лей политической и научной элиты некогда враждовавших государств, переживших кровавый балканский кризис. «Игманская инициатива» – такое название получило это объединение, сделавшее в свое время больше для возрождения мирной жизни на Западных Балканах, чем все резолюции, принятые на официальном уровне.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_134
Р. Моррисон. Демократия в XXI веке
Во всем мире демократия подвергается нападкам и под их натиском отступает. Экономический кризис, глобальная пандемия, климатическая катастрофа обусловливают вопрос об эффективности демократических ценностей и самой демократии как руководства для политической и экономической жизни.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_143
К. Брудзиньска. Поддержка демократии странами Вышеградской четверки
Чтобы воспользоваться преимуществами роли ценного партнера в продвижении демократии за рубежом, члены Вышеградской группы должны решить проблему демократии внутри своих стран, улучшить координацию между собой и взять на себя более серьезные финансовые обязательства.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_151
А. Тавадян. Аг. Тавадян. Cвет и тени евразийской интеграции
Создание экономических союзов государств относится к важнейшим элементам долгосрочной экономической политики, эффективная реализация которой невозможна без всестороннего анализа критериев и предпочтительных на-правлений развития интеграционных процессов. При вхождении в тот или иной союз обязательно следует оценить, насколько это увеличивает безопасность страны, в частности экономическую, в какой мере интеграция способствует росту ВВП и улучшению его структуры, обеспечению роста экспорта, преодолению дефицита торгового баланса и, конечно же, занятости населения.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_160
А. Шурубович. Белоруссия в ЕАЭС: достижения и упущения
С самого начала интеграционных процессов на евразийском пространстве Республика Беларусь входила в число их инициаторов и активных участников. С 2015 г. Белоруссия – член Евразийского экономического союза. Руководство РБ придает большое значение участию в евразийской интеграции, рассматривая его в качестве важного фактора успешного развития экономики страны и укрепления ее позиций в мировом хозяйстве. Белорусская сторона неоднократно выдвигала предложения по активизации взаимного сотрудничества в ЕАЭС и совершенствованию его нормативно-правовой базы.
DOI:10.51905/2073-3038_2021_3_169