Афганская рулетка: кто выиграет и кто проиграет?

Наблюдая по телевидению за событиями, происходящими в Афганистане, так и хочется воскликнуть – кто бы мог подумать, что такое будет возможно в стране, которая в течении 20 лет находилась под управлением и на содержании США и их союзников. В нее закачаны десятки миллиардов долларов, тысячи американских и европейских союзников не покладая рук трудились над укреплением демократии, созданием институтов современного государства и экономики. С помощью американских инструкторов созданы местные вооруженные силы, оснащенные современным оружием. Сотни афганских офицеров подготовлены в военных академиях и колледжах США и Европы. Казалось, все сделано для поступательного движения Афганистана по пути строительства демократического государства западного типа и гарантированного существования находящегося у власти режима. С тем, чтобы закончить гражданскую войну, Вашингтон дал согласие на включение в правительство представителей умеренного крыла Талибана (запрещено в РФ).

И вдруг такой облом. Как только стало известно, что американские войска и их союзники уходят, афганская армия развалилась. Часть военнослужащих вместе с офицерами перешла под знамена Талибана (запрещено в РФ), другие разбежались. Президент покинул страну. Защищать демократию оказалось некому. Все двадцатилетние усилия США и их союзников по укоренению западного образа жизни и стандартов демократии пошли прахом. Афганским крестьянам, которые составляют большинство населения этой многострадальной страны, оказались не нужны ни советский социализм, ни западная демократия. У них собственная гордость и миропонимание, и на всех они смотрят свысока. Теперь, после победы в этой тяжелой и казалось бесконечной гражданской войне, они могут смотреть на своих противников еще и с презрением.

Американская дипломатия потерпела в Афганистане такое поражение, какого не переживала со времен вьетнамской войны. Сверхдержава, обладающая гигантскими финансовыми, военными и политическими ресурсами, не могла справиться с полубандитскими формированиями неграмотных афганских дехкан. Их правда, хоть она и опиралась на средневековые представления, мотивировала на борьбу более эффективно, чем идеалы демократии.

Конечно, наблюдая за тем, что сейчас происходит в Афганистане, легко поддаться соблазну вдоволь поиронизировать над своим геополитическим соперником и показывать его в информационной войне в самом невыгодном свете. Почему бы не отплатить ему той же монетой, какой он платил нам все предыдущие годы. Но было бы большой ошибкой встать на этот путь.

Афганистан еще раз убедительно доказал: нельзя другому народу навязывать свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Он сам, методом проб и ошибок, должен выработать собственную шкалу ценностей, но при этом все же соотносить ее с той, что утвердилась в мире. Но что делать, если народ не интересуют нормы и правила поведения, признанные во всем мире и закрепленные в резолюциях ООН, и он предпочитает не только жить по своим законам, но и навязывать их другим странам и народам? То есть становится источником угроз и подрыва безопасности на региональном, а то и глобальном уровнях. Новая власть в Афганистане хочет строить Исламский эмират. Вне всякого сомнения, она будет пропагандировать свою модель общественного развития в прилегающих к ней государствах, а может быть, и во всем мире. Не исключено, что Афганистан станет центром притяжения всех радикальных элементов в исламских странах, которые, воодушевленные примером Кабула, активизируют борьбу за власть.

Конечно, сегодня трудно спрогнозировать политику Талибана (запрещено в РФ) в будущем. Это уравнение со многими неизвестными. Но, видимо, при выработке политики на афганском направлении следует руководствоваться правилом: надейся на лучшее, но готовься к худшему. Поэтому было бы весьма разумно со стороны великих держав и соседних с Афганистаном государств налаживать диалог с новым правительством в Кабуле, предлагая различные формы сотрудничества, но при этом жестко реагируя на проявления мракобессия и насилия с его стороны. Большой ошибкой было бы развязывание борьбы за усиление своего геополитического влияния в стране и выдавливание оппонентов. Необходимо найти взаимоприемлемую формулу сотрудничества и взаимодействия в интересах укрепления безопасности в регионе. То, что «Большая игра» между великими державами вокруг Афганистана уже началась, видно невооруженным взглядом.

С уходом США из Афганистана и победой Талибана (запрещено в РФ) афганский кризис не завершился, просто начался его новый этап. Что он принесет миру, неясно. Происходящие в Афганистане события затрагивают интересы России. Отмахнуться от них она не сможет, да и не пытается. В рамках своих возможностей Москва старается купировать негативные проявления кризиса в Афганистане. Сейчас создается реальная возможность для строительства многополюсного мира. Пока США находились в Афганистане, Россия в общем-то чувствовала себя достаточно комфортно, так как положение в этой неспокойной стране находилось под контролем. Москва могла время от времени критиковать Вашингтон за его политику в Афганистане, но в принципе она ее устраивала. Теперь же ситуация в корне изменилась. Потенциальная угроза безопасности в Центральной Азии резко возросла. Под вопросом оказалась и безопасность союзников России в регионе. Общие интересы требуют и общих действий. Возникли предпосылки для дальнейшего укрепления союзнических отношений, и наша дипломатия должна использовать этот шанс.

Одно из последствий кризиса – проблема беженцев. Что делать с десятками тысяч афганцев, которые не хотят жить при новом режиме? США приняли свыше 100 тыс. беженцев, Европа – несколько десятков тысяч. Что же делать с тысячами других, желающих уехать, но их никто не принимает? Европа не переживет второго кризиса, аналогичного тому, какой создал поток сирийских беженцев. Россия и страны Центральной Азии не в состоянии их принять, так как у них нет для этого необходимых ресурсов. В Афганистане же им грозят гонения, а то и смерть.

Что должно предпринять мировое сообщество, великие державы, и могут ли они что-либо реально сделать для этих людей, кроме объявления различных деклараций, призывов и обращений? По крайней мере у России есть возможность продемонстрировать свой потенциал и постараться стабилизировать обстановку в этом регионе.

Но основная тяжесть усилий по преобразованию страны лежит на самих афганцах. Захотят ли они вернуться в мрачное средневековье или идти по пути создания современного развитого государства, преодолевая с помощью мирового сообщества (в том числе и России) трудности, – решать афганскому народу. Никто за него эту работу делать не будет, да и как показали последние события в Афганистане, не сможет сделать. Навредить же ему – вполне возможно.

Дело в том, что с уходом американцев из Афганистана заметно возросла вероятность гражданской войны, так как стало очевидно: далеко не все в стране поддерживают правление талибов (запрещено в РФ). По некоторым признакам – таких даже большинство. Но если война начнется, а она будет зверской, плохо будет не только афганцам. Предотвратить такое развитие событий могут только совместные действия Запада, России и Китая, что предполагает хотя бы временную приостановку их теперешней конфронтации. Но смогут ли они действовать ответственно и отказаться от своих геополитических амбиций?..

Руслан Гринберг

Читайте также: