«Поражение всей Грузии»: Тбилиси столкнулся с двойными стандартами Запада — мнения

Вашингтон «глубоко встревожен и возмущен» единодушным решением правящей партии «Грузинская мечта» по выходу из соглашения с оппозицией от 19 апреля, подписанного при содействии президента Европейского совета Шарля Мишеля. Об этом говорится в распространенном заявлении посольства США в Грузии.

Свое «разочарование» от лица Европарламента выразила и Виола фон Крамон. По мнению депутата, в Европарламенте «обеспокоены» решением правящей партией в Грузии, но при этом надеются, что страна все-таки не свернула с трансатлантического европейского пути.

Напомним, что соглашение было оформлено 19 апреля при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля с целью завершения политического кризиса, длившегося с ноября 2020 года, и прекращения бойкота парламента Грузии оппозиционными депутатами, которые обвиняли власти в фальсификации парламентских выборов. Одним из пунктов соглашения было назначение досрочных выборов в случае, если «Грузинская мечта» наберет менее 43% голосов избирателей на выборах в органы местного самоуправления 2 октября 2021 года. Документ не подписали самая крупная оппозиционная партия — «Единое национальное движение», а также Лейбористская партия и «Европейская Грузия».

О том, как скажется решение правящей партии об аннулировании соглашения с оппозицией, подготовленного под эгидой президента Европейского совета Шарля Мишеля, и будут ли задействованы рычаги давления или санкции со стороны Вашингтона и Брюсселя в адрес «Грузинской мечты», EADaily попыталось выяснить у грузинских политологов Петре Мамрадзе и Ники Читадзе.

— Что послужило причиной для выхода «Грузинской мечты» из соглашения Шарля Мишеля?

Петре Мамрадзе: Я часто критикую «Грузинскую мечту», но данное заявление правящей партии я всячески приветствую — это правильное и сильное политическое решение. Мы ведь все помним, что после того, как «Мечта» в одностороннем порядке подписала соглашение Мишеля, которое Даниэльсон привозил в Грузию, то буквально через день или два в ЕС попросили дополнить еще два пункта. Эти два пункта беспрецедентны и не делают чести западным партнерам. Это освобождение двух людей, которых в Грузии считают преступниками, а на Западе арестованными по политическим мотивам. В результате получилось так, что Западу их надо было как-то вызволить из тюрьмы.

И второй вопиющий пункт — это, если «Грузинская мечта» не наберет 43% на местных выборах , то тогда она обязуется объявить внеочередные выборы. Тут масса вопросов. А, почему 43%, а не 41%? И что делать с грузинским законодательством, которое четко указывает, когда стоит подобное проводить, а, когда нет? Ведь сами западные партнеры говорили, что парламентские выборы в Грузии состоялись и не были сфальсифицированы. А если это так, то, почему ставить требование?

«Мечта» пошла на временную уступку. А дальше оказалось, что претензии у Запада лишь к правящей партии. Саакашвили и его сообщники вообще не подписали это соглашение. На мой взгляд, «Грузинская мечта» приняла правильное решение. Представителями партии не было сказано лишь о том, что западные партнеры, к сожалению, проявили в последнее время явные факты двойных стандартов.

Ника Читадзе: Мы знаем, что правящая политическая партия проводит свои социальные опросы, изучая мнение населения. Согласно этим опросам, рейтинг «Грузинской мечты» упал. Поэтому она и опасается того, что во время выборов в органы местного самоуправления не сможет набрать более 43% голосов, а в этом случае придется назначать внеочередные досрочные парламентские выборы. Они говорят, что поводом для выхода из соглашения Шарля Мишеля послужил тот факт, что «ЕНД» не присоединилось к документу. На мой взгляд, основной причиной является то, что рейтинг правящей партии просто снизился.

— В США и ЕС очень разочарованы т.н. демаршем «Грузинской мечты». Прибегнут ли они к введению санкций против «Грузинской мечты»?

Петре Мамрадзе: Трудно предсказать, но мне кажется, что они могут воздержаться от санкций, потому что есть люди, которые понимают, что это будет вопиющей несправедливостью. Если даже подобное и произойдет, то санкции коснутся каких-то конкретных чиновников.

Ника Читадзе: Всякое может произойти. Это может коснуться грузинских чиновников, которым будет отказан въезд на территорию США. Может коснуться и самого (Бидзины) Иванишвили, изучение и заморозка его счетов, которые открыты в западных банках. Может случиться и такое, что та финансовая помощь, которая предназначается Грузии, будет распределена в другом направлении. К слову, определенные госструктуры получают американские гранты. В случае введения санкций, эти финансовые средства будут распределены на усиление гражданского общества Грузии. Я думаю, что это те механизмы, которые в этому случае будут задействованы против «Грузинской мечты».

— Является ли это, на ваш взгляд, некой победой для оппозиции?

Петре Мамрадзе: Нет, разумеется!

Ника Читадзе: Тут нет победителя ни среди Грузинской мечты, ни среди «ЕНД» — это поражение всей Грузии, от которого страдают все.

— Какая политическая партия одержит победу на выборах в органы местного самоуправления, которые запланированы на 2 октября текущего года? Кто попадет в первую тройку победителей?

Петре Мамрадзе: Грузия остается той страной, где все может решиться в последние месяцы, недели или дни до проведения самих выборов. В нашей хаотичной и динамичной среде это предугадать весьма сложно. Если «мечта» будет делать все правильно, то она имеет реальные шансы набрать более 43%.

Ника Читадзе: Если оппоненты не будут бойкотировать выборы, то в этом случае в тройку попадут — правящая партия «Грузинская мечта», оппозиционное — «Единое национальное движение» и партия бывшего премьера Георгия Гахарии — «Для Грузии».

EADaily. 30.07.2021

Читайте также: