В Минске обещают "бомбить" своих

Антон Ходасеавич


Лидеры белорусских протестов призывают коллективный Запад и отдельные предприятия усилить санкционное давление на режим Лукашенко. В ответ белорусские власти пообещали «уничтожить гражданское общество». Эксперты не сомневаются, что угроза будет осуществляться.

«Любое дальнейшее ужесточение санкций приведет к тому, что гражданское общество перестанет существовать. И это, я считаю, будет абсолютно обоснованно в данной ситуации. Гражданское общество, о котором они пекутся!» – заявил в эфире местного госканала министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. Таким образом он ответил на просьбу прокомментировать действия и заявления оппонентов власти, призывающих ввести санкции против Белоруссии.

Оппоненты власти считают введенные санкции «беззубыми» и недостаточно эффективными. Об этом неоднократно заявляли лидеры протестов Павел Латушко и Светлана Тихановская. В то же время, по словам Макея, власти их ощущают и опасаются дальнейшего усиления. Он напомнил, что не может работать белорусский санаторий в Друскининкае (Литва), в компании «Амкодор» … порядка 10 тысяч рабочих страдают». «Соответствующие лица, которые убежали на Запад, предлагают такие действия в надежде, что станет плохо жить, не будут выплачивать зарплаты и народ выйдет на улицы и сметет этот «ненавистный режим», – изложил Макей логику оппонентов власти. Если это произойдет, то «останутся руины, из которых Беларусь скорее всего уже не восстанет. И Беларусь вряд ли будет существовать как государство, и вряд ли мы будем говорить о белорусской государственности», – обрисовал возможные последствия усиления санкционного давления глава МИДа. Он выразил надежду, что призывающие к санкциям «мальчики и девочки» одумаются.

Напомним, что 26 апреля США должны принять решение об отмене моратория на применение экономических санкций в отношении девяти компаний: «Белорусский нефтяной торговый дом», концерн «Белнефтехим» и его американский филиал, предприятий «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Нафтан» и «Полоцк Стекловолокно». Они были введены еще 2006 году, но затем приостановлены в 2015-м на волне нормализации отношений и улучшения ситуации в стране. Как разъясняют эксперты, сейчас они будут означать не просто запрет на работу с американскими компаниями. «Когда США вводят санкции, предприятие становится токсичным, и с ним отказываются сотрудничать любые структуры в мире, поскольку в этом случае санкционные меры могут коснуться и их. Это же касается не только компаний и фирм, но и частных лиц», – разъяснял опасность американских санкций в своем Telegram-канале программный директор Creative Politics Hub арт-директор Белорусского Свободного театра Николай Халезин. Также проблемы возможны в связи с тем, что «американский доллар является одной из основных резервных валют мира, и у США – контроль за финансовыми потоками по всей территории мира».

Кроме того, над четвертым пакетом санкций сейчас работает и ЕС. По данным Николая Халезина, «в продвижении 4-го пакета санкций Евросоюза есть прогресс». «Вчера были отправлены последние дополнения. Назовем это осторожной надеждой», – написал он в своем Telegram-канале в минувшую пятницу, 9 апреля.

Еще один «мальчик», призывающий к санкциям, – Павел Латушко. В своем Telegram-канале он обнародовал ответ Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на его обращение. «Сейчас мы ограничиваем наши инвестиции отдельными проектами в частном секторе. При этом мы не рассматриваем новые инвестиции в государственные проекты Беларуси», – цитирует Латушко ответ генерального секретаря ЕБРР Энцо Куаттрочокке.

10 апреля Павел Латушко сообщил о том, что возглавляемое им Народное антикризисное управление (НАУ) отправило письмо норвежским властям с призывом поддержать просьбу белорусов, призывающих норвежскую компанию Yara разорвать контракт с «Беларуськалием». Письма направлены в Министерство торговли, промышленности и рыболовства, Министерство сельского хозяйства, Либеральную партию, к норвежским депутатам, а также в посольства Норвегии в странах Европы. Ранее белорусские протестующие обращались непосредственно к руководству компании Yara. Петицию с обращением подписали 85 тыс. белорусов.

Кроме того, Павел Латушко активно призывает европейские инвестфонды, которые являются держателями белорусских гособлигаций, предъявить их к досрочному погашению. Пока призыв услышали инвестфонды Дании. Гособлигации Белоруссии также купили немецкие Deutsche Bank и Allianz, Union Investment из Люксембурга. «Банки Германии не исключают, что могут избавиться от белорусских евробондов по примеру датчан. А Union Investment заявил, что после выборов распродал значительную часть облигаций Беларуси – но не все», – пишет Павел Латушко в своем Telegram-канале.

По инициативе Павла Латушко внутри Белоруссии запущена акция «Банкомат-обменник-банк», которая призывает белорусов обналичивать свои доходы, переводить их в иностранную валюту и хранить дома, чтобы власти не могли пользоваться деньгами граждан. Экономические санкции – инструмент эффективный, хотя и вызывает много критики из-за того, что от них страдают не только власти, но и население, соглашается Павел Латушко. Об этом он заявил в недавнем интервью порталу TUT.BY. При этом политик призывает, «переживая за возможные экономические потери», подумать «о тех людях, которые вышли за нас. Которых убили, искалечили, посадили в тюрьмы, вынудили уехать». По его мнению, «уже можно говорить о миллионе репрессированных белорусов, включая членов семей».

По оценке белорусских правозащитников, в стране самые массовые репрессии за последние 40 лет. Называя цифры попавших под репрессии, в правозащитном центре «Весна» подчеркивают, что данные неполные, так как им не хватает людских ресурсов, чтобы охватить всех. Тем не менее правозащитникам известны имена 1038 человек, которые стали фигурантами уголовных дел, 352 человека уже признаны политзаключенными. Согласно официальным данным, порядка 2,5 тыс. дел «экстремистской направленности» заведено с августа 2020 года.

Правозащитники констатируют усиление репрессий в последние недели, после 25 марта. Люди, которые выходят после суток ареста, рассказывают о том, что камеры сознательно переполняют (два, а то и три человека на одно спальное место, чтобы люди не могли спать и им не хватало воздуха), не выдают постельные принадлежности, не принимают в передачах продукты питания, заливают камеры хлоркой такой концентрации, от которой обжигаются слизистые оболочки. Правозащитный центр «Весна» публикует рассказы отсидевших сутки о том, что их били, раздевали догола, кормили нерегулярно и плохо, ставили на растяжку, поднимали на переклички среди ночи и т.п. При этом приговаривали, что «вы должны страдать».

Комментируя заявления Владимира Макея, эксперты говорят о том, что белорусские власти просто констатируют то, что уже есть, и обещают продолжить. «В России в таких случаях говорят «бомбить Воронеж». Назло Западу будем репрессировать свой народ», – прокомментировал «НГ» сказанное министром Макеем политолог Валерий Карбалевич.

Независимая газета. 11.04.2021

Читайте также: