Беспремьерный рост напряженности

Марина Коваленко; Кабай Карабеков, Бишкек


Над Киргизией нависла «угроза потери государственности». Об этом заявил президент Сооронбай Жээнбеков, безуспешно пытающийся вывести страну из крупнейшего за последние годы кризиса. В пятницу Бишкек заполонили участники целого ряда митингов. Один из них возглавил вновь возникший на политической арене экс-президент Алмазбек Атамбаев. Назвав происходящее «третьей революцией», он призвал парламент «собрать сопли» и «объявить президенту импичмент». Сообщается, что после этого на господина Атамбаева, а также на ряд других оппозиционеров были совершены покушения. Сегодня парламент должен утвердить в стране режим ЧП и рассмотреть кандидатов в премьер-министры, сторонники которых в пятницу на улицах Бишкека выясняли отношения при помощи камней и бутылок.

В пятницу Бишкек оказался парализован: в центре были закрыты все крупные магазины, салоны красоты и рестораны, заблокировано движение транспорта. Весь день улицы киргизской столицы пестрели красно-золотыми национальными флагами. Утро началось с шествия сторонников разных политических сил к центральной площади Ала-Тоо. Люди скандировали лозунг «Кыргызстан!» и пели гимн республики.

Затем в разных частях города одновременно начались как минимум четыре митинга. В частности, у здания телекомпании «Медиа-форум» собрались сторонники Алмазбека Атамбаева, президента Киргизии в 2011–2017 годах, в ночь на вторник освобожденного манифестантами из тюрьмы. Там он должен был находиться еще около 11 лет. «Если бы не вы, если бы не народ… Были хорошие попытки, чтобы Атамбаев умер в тюрьме… Если я даже умру, то хотел бы быть похороненным здесь — на кыргызской земле»,— начал он. Затем политик отметил: ему «не нужна власть». «Многие уговаривали меня остаться на второй срок, в том числе президенты, и не только Центральной Азии, но и президенты других стран, даже одной европейской,— поделился воспоминаниями он.— Я специально создал прецедент (не пошел на второй срок.— “Ъ”)». Происходящее в республике экс-глава государства назвал «третьей революцией» (после революций 2005 и 2010 годов). И призвал депутатов «собрать сопли, быть людьми и объявить импичмент (президенту Сооронбаю Жээнбекову.— “Ъ”)».

Затем люди двинулись к площади Ала-Тоо. Не обошлось и без потасовок. Основная борьба шла за центральную трибуну у памятника Манасу Великодушному — герою киргизского эпоса, объединившему народы страны. Ее удалось захватить сторонникам объявившего себя премьером Садыра Жапарова.

Протестующие скандировали его имя, в то время как сторонники Алмазбека Атамбаева и его соратника Омурбека Бабанова, претендующего на пост премьера, пытались прогнать их оттуда. Но в этом им не помогли даже камни и бутылки.

Ситуация обострилась к вечеру: был ранен оппозиционер Тилек Токтогазиев, который был выдвинут своими соратниками на пост первого вице-премьера. Он потерял сознание и был доставлен в больницу. А советник экс-президента Атамбаева Фарид Ниязов рассказал: «На площади Ала-Тоо было совершено покушение на Алмазбека Атамбаева, Омурбека Бабанова и Сапара Исакова. Их автомашины были целенаправленно обстреляны неизвестными людьми». Бывший глава государства не пострадал и выступил со специальным заявлением. «Информация о том, что готовится покушение на меня, поступила еще вчера»,— заявил он. И добавил: организовать нападение помогали сотрудники Государственного комитета национальной безопасности страны.

«Сегодня на площади произошли очень неприятные события: две противоборствующие стороны вошли в открытую конфронтацию. В ход пошли не только камни, было применено и боевое огнестрельное оружие»,— описал “Ъ” пятничные события лидер партии «Кыргызстан», занимающей нейтральную сторону в конфликте, Канат Исаев.

Пытаясь нормализовать ситуацию, президент Жээнбеков анонсировал введение в столице режима чрезвычайного положения. Жителям будет запрещено «покидать на установленный срок свой дом или квартиру», проводить митинги и другие массовые мероприятия.

Кроме того, «для охраны правопорядка и пресечения вооруженных столкновений» в Бишкек были введены войска. «В рамках моих конституционных полномочий я сделаю все, чтобы сохранить мирную жизнь граждан и целостность страны. Уверен, что все здоровые силы страны полностью поддержат меня. Сегодня мы становимся свидетелями того, что нависла реальная угроза нашей государственности»,— отметил он.

Между тем сегодня ситуация может обостриться еще больше. Парламент соберется на заседание, в повестку которого включено утверждение режима чрезвычайного положения и рассмотрение кандидатур на пост премьер-министра. И если по первому пункту серьезные споры вряд ли возникнут, то по второму договориться будет непросто.

То, что Киргизия вошла в период нестабильности, беспокоит не только президента Жээнбекова, но и его коллег в странах региона. «Происходящие события в братском Кыргызстане вызывают нашу серьезную обеспокоенность. Призываем народ Кыргызстана в эти сложные дни проявить присущую ему мудрость ради сохранения мира и восстановления стабильности в стране»,— говорится в опубликованном вчера заявлении президентов Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. «Скорейшего урегулирования внутриполитической ситуации» в Киргизии пожелал в пятницу и премьер Армении Никол Пашинян.

Озабочены кризисом и в Москве. «Российская сторона будет дальше осуществлять контакты, пытаясь, что называется, нащупать почву под ногами»,— отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Обсуждалась тема и на совещании российского лидера Владимира Путина с членами Совбеза РФ.

А президент Белоруссии Александр Лукашенко, комментируя события в Киргизии, предостерег от параллелей с тем, что происходило после президентских выборов в Минске. «В последнее время принято сравнивать события в Беларуси — неудавшийся переворот — с "успешным" переворотом в Кыргызстане»,— сказал он. И выразил мнение, что это «абсолютно непрофессиональное сравнение и не следует проводить здесь параллели».

Коммерсантъ. 10.10.2020

Читайте также: