РФ и Белоруссия подготовят новые версии "дорожных карт" по реализации интеграционной программы

19 ноября в подмосковных Горках прошло заседание Совмина Союзного государства России и Белоруссии. Участники встречи обсудили отношения двух стран в различных сферах, принят ряд документов. Премьер-министры Дмитрий Медведев и Сергей Румас в течение всего дня обсуждали проблемные вопросы согласования "дорожных карт" по реализации программы углубления интеграции в рамках Союзного государства. Вечером главы правительств подвели итоги переговоров на совместной пресс-конференции, ее стенограмма размещена на сайте правительства РФ. "Мир перемен" публикует стенограмму выступления премьеров.


Дмитрий Медведев: Мы с Сергеем Николаевичем вышли к вам, чтобы проинформировать об итогах нескольких событий. Начну с итогов заседания Совета Министров Союзного государства. Может, это вполне ожидаемые вещи, тем не менее это продолжение работы, которую мы вели в Бресте. Договорились проанализировать реальные итоги, что удалось сделать за 20 лет, что не удалось. С другой стороны, это был такой разогрев, чтобы начать предметные переговоры по «дорожным картам».

Напомню, в начале сентября, 6-го числа, мы с Сергеем Николаевичем парафировали обновленную программу действий по реализации положений договора и утвердили список «дорожных карт» по основным направлениям формирования Единого экономического пространства. А сегодня предметно обсудили, как идут дела. Мы планировали сделать это в течение двух часов, но получилось чуть дольше, что неудивительно, поскольку это сверхсложный набор тем, очень важный для наших стран. Мы собрались с участием наших коллег по правительствам, чтобы предметно посмотреть, о чем идет речь.

Всего разработана 31 «дорожная карта». Речь идет о весьма подробной траектории интеграции практически во всех сферах: энергетика, финансы, промышленность, аграрный комплекс, связь, макроэкономика, налоговое регулирование, денежно-кредитная политика. Причем все это не начинается «дорожными картами», а, по сути, продолжается впоследствии при помощи других инструментов, прежде всего – изменений в законодательстве.

Значительная часть «дорожных карт» согласованы. Мы сейчас долго и подробно обсуждали, какие конкретно вещи между нами согласованы, какие не согласованы.

Скажу прямо, что это были продуктивные переговоры, продуктивное обсуждение. Очень полезное, абсолютно откровенное, с расстановкой акцентов по поводу того, где мы договорились, а где не договорились, где еще есть ресурс продолжения переговоров на уровне правительств (и, наверное, мы по этому пути должны пройти), а по каким вопросам, по всей вероятности, нам придется обратиться к президентам двух стран, чтобы они провели необходимые консультации. Я считаю, что такой откровенный разговор между нами, с участием всех наших коллег, должен позволить нам выйти на окончательные решения. Причем, подчеркиваю, где-то сохраняющиеся разногласия носят чисто технический характер и могут быть устранены за счет аккуратной, внимательной работы наших правительств, а где-то это достаточно серьезные вопросы и расхождения в подходах, которые можно будет урегулировать именно в формате обсуждения между двумя главами государств, с участием правительств двух стран.

Что-то более подробное по этому поводу я сейчас говорить не буду, хотя понимаю, что это всем интересно. Это все-таки переговорный процесс, позиции буквально каждый день сближаются. Мы разошлись на том, что наши коллеги в самое ближайшее время, за эту неделю, подготовят новые версии «дорожных карт», где будут сведены результаты сегодняшней работы. На базе этих новых версий мы проведем еще одно обсуждение, видимо, и в формате переговоров между министрами, и обязательно созвонимся с Сергеем Николаевичем, а если надо будет, то и встретимся, ничего тут сложного нет, благо между нами расстояние небольшое.

В конечном счете это все должно быть одобрено президентами двух государств, для того чтобы положить начало еще более существенной работе по подготовке изменений в законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь. Когда мы это сделаем, тогда сможем уверенно заявить, что интеграция между двумя государствами вышла на принципиально новый уровень. Как мне представляется, это отвечает чаяниям народов двух стран и интересам наших государств. Вот этим мы сегодня занимались. Если у вас есть какие-то вопросы, я буду готов на них ответить.

Сергей Николаевич, прошу Вас.

Сергей Румас: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.

Уважаемые коллеги, сегодня мы провели очередное заседание Совета Министров Союзного государства. Оно прошло практически накануне 20-летнего юбилея подписания Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России.

Результаты интеграции очевидны и неоспоримы. Граждане Белоруссии и России имеют равные права в сфере труда, отдыха, здравоохранения, образования, право на беспрепятственное передвижение. Действует единое миграционное пространство, между странами отсутствует таможенный контроль.

В целом договорно-правовая база белорусско-российского сотрудничества составляет более 300 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. И они охватывают практически все направления двусторонних отношений.

Но юбилей – это также всегда хороший повод сверить планы на будущее. Очень важно объективно оценить опыт прошлых лет и избежать ошибок, двигаясь к заданным новым целям.

Предстоит принять важные решения в области формирования Единого экономического пространства, в том числе развития финансово-кредитной, топливно-энергетической и транспортной систем.

В обновленной союзной модели должна прослеживаться ориентированность интеграционных процессов на решение практических задач, в первую очередь в экономической сфере. Именно треку союзной интеграции на долгосрочную перспективу мы сегодня уделили основное внимание.

Как вы знаете, главами наших государств была поставлена задача подготовить новую программу действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства, а также сформировать пакет договоренностей по решению наиболее актуальных вопросов двустороннего сотрудничества. Сегодня мы подвели итог соответствующей работы наших ведомств. И я, уважаемый Дмитрий Анатольевич, хочу поблагодарить всех российских коллег, которые проделали такую большую работу, результатом которой явились сегодняшние договоренности.

Мы действительно продвинулись на этом пути и по нерешенным вопросам дали дополнительные поручения нашим государственным органам. Все эти решения крайне важны для подготовки заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства, где будет, как видится белорусской стороне, дан старт новому этапу построения Союзного государства.

Вопрос: ТАСС. Дмитрий Анатольевич, Вы напомнили, что еще в прошлом году в Бресте предложили углубить работу по интеграции, и рассказали, как идет работа, как работают правительства двух стран. Господин Лукашенко еще летом, во время встречи с Путиным, всех подгонял, предлагал все согласовать к 8 декабря и наконец подписать, чтобы сделать красивый следующий шаг. Но, как мы сегодня убедились, работа идет не очень просто, тому доказательство – семь часов переговоров. Все это происходит на фоне неких сигналов и заявлений о том, что приходится идти на жертвы, что нужны какие-то особые предварительные условия. Так ли все драматично? По Вашему прогнозу, удастся ли все согласовать к 8 декабря?

Дмитрий Медведев: Во-первых, я не могу не поддержать своего коллегу и в свою очередь хочу поблагодарить белорусских друзей за то, что они в партнерском ключе по самым непростым вопросам пытались искать развязки, компромиссы. Это всегда нелегко, с учетом того, что мы обязаны отстаивать национальные интересы наших стран.

Во-вторых, Александр Григорьевич Лукашенко был абсолютно прав, когда подгонял правительства активнее работать и сотрудничать, потому что чем быстрее такого рода работа идет, тем выше вероятность того, что к установленному сроку нам удастся согласовать все позиции. Очевидно, что это очень непростая работа. Чтобы ее выполнить, нужны слаженные усилия правительств двух стран. Повторю, со стороны наших партнеров, наших друзей из Белоруссии мы такого рода работу видим и отмечаем. Но это не означает, что мы обо всем договорились. Мы не обо всем договорились, есть очень сложные темы. Очевидно, что тема энергетики, например, непростая. У каждой стороны есть свои представления о том, каким образом сотрудничать на будущее, какие принципы должны применяться, как осуществлять регулирование в той или иной сфере, касается ли это газа, нефти, электроэнергетики. Или другие вопросы, связанные, например, с будущим наших макроэкономических отношений – сейчас тоже об этом говорили, – каким образом осуществлять регулирование по этим вопросам, статистический учет вести, таможенную политику. В общем, по каждому из вопросов, естественно, существует масса нюансов. Но это не означает, что мы неспособны договориться, мы вполне способны договориться, а по таким вопросам, по которым необходимо политическое решение… Такие вопросы всегда есть, это однозначно, где очень сложен выбор между экономическими факторами и приходится принимать политическое решение, для того чтобы продвинуть интеграцию. Так было когда-то при создании Евразийского союза. Я уверен, что и в этом случае такие решения вполне достижимы. Мы постараемся свести общий набор решений, работу нашу действительно к 8 декабря. Что получится? Я пока еще не могу сказать, что будет результатом этой работы, но уверен, что мы способны практически по абсолютному большинству «дорожных карт» достигнуть какого-то консенсуса, который станет добротной основой для обсуждения президентами двух стран. А дальше, соответственно, это будет уже их решением.

Очевидно, что это непростые процессы. Они всегда сопровождаются выплеском каких-то эмоций, куда двигаться, где границы суверенитета, по каким вопросам нужно принимать сейчас решения, по каким вопросам не нужно принимать решения. Я думаю, что для нас очень важно в настоящий момент просто, что называется, градус вот такой риторики существенно понизить, поскольку мы должны в спокойном, прагматичном ключе обсуждать вопросы, имеющие фундаментальное значение для граждан наших стран, их будущего, прежде всего экономические, социальные вопросы. И поэтому здесь важны не лозунги, не идеологические штампы какие-то, клише, а именно такой прагматичный подход, который и позволит, на мой взгляд, выйти на окончательные договоренности. Во всяком случае российская сторона на это в полной степени ориентирована.

Будем так работать.

Вопрос: Общенациональное телевидение Белоруссии. До сегодняшней встречи в пакете документов согласованными назывались 16 «дорожных карт». После сегодняшней встречи можете ли Вы назвать какую-то новую цифру? И если говорить о Белоруссии, то для нас проблемными, болевыми точками всегда оставалась «дорожная карта» по углеводородам, по сельскому хозяйству, нерешённым назывался вопрос по признанию налогового законодательства. Что сегодня может быть уже выведено из этой области проблемных вопросов? И хотела бы уточнить: что-то решилось уже с вопросом об отмене балансов по поставкам продовольствия?

Сергей Румас: Чтобы у представителей СМИ было впечатление о той колоссальной работе, которую проделали госорганы, приведу несколько цифр.

31 «дорожная карта» включает более 700 мероприятий. Из них к сегодняшнему утру около 40 мероприятий по «дорожным картам» не были согласованы госорганами. И в течение этих семи часов мы подробно прошлись по каждому из этих расхождений. Трудно сказать, сколько осталось, но я думаю, не менее половины из этих несогласованных позиций нам удалось сегодня снять. Не менее 20 «дорожных карт» сегодня готовы к подписанию. Вместе с тем действительно остались сложные вопросы, по которым нам не удалось найти сегодня развязку. Но это не значит, что развязок по ним не существует. Мы дали дополнительное поручение госорганам проработать эти вопросы. Например, если по чувствительным для Белоруссии картам (по рынку газа или нефтяному рынку) было четыре неурегулированных вопроса, то сегодня их осталось два. Вместе с тем они сложные, и, наверное, по ним главам государств будут предложены развязки.

Я хочу подтвердить то, что сказал Дмитрий Анатольевич: мы сегодня действительно очень значительно продвинулись и четко понимаем, где у нас остались расхождения. Мы взяли примерно неделю срока, чтобы их еще раз обсудить. Дальше этот пакет документов с разными позициями сторон будет внесен на рассмотрение глав государств.

Дмитрий Медведев: Вопрос ведь не в арифметике. Даже если останется одна несогласованная карта, но которая имеет абсолютное значение для той или иной страны, процесс интеграции, который мы сейчас перезапустили, может быть поставлен под угрозу. Поэтому наша задача – не просто уменьшить количество рассогласованных позиций, но и почувствовать пределы гибкости в позициях друг друга. Такие важные, определяющие для стран соглашения – это всегда результат не только большой работы, но и способности пойти на компромисс и договориться по вопросам, по которым переговорщики вели свои дискуссии в течение месяцев, а может, даже и лет. Иногда – выйти за рамки стереотипов, которые так или иначе нас связывают.

Достаточно обратиться к опыту интеграции других стран. Мы это проходили и на опыте «пятерки», когда создавали Евразийский союз. А если говорить об интеграции, которую мы задумали по линии Союзного государства России и Белоруссии, это еще более продвинутый уровень интеграции. И здесь вопросы и сверхчувствительные, и сверхважные. Я абсолютно согласен с тем, что сказал Сергей Николаевич: работа проведена большая. Еще раз хочу поблагодарить и белорусских, и российских переговорщиков. Но еще очень многое предстоит сделать. Уверен, если мы серьезно будем относиться к своим обязанностям, то сможем эти вопросы решить. Мы в целом настроены оптимистично. Это, пожалуй, все, что можно сказать по нашей сегодняшней работе.

Читайте также: