Выбор Зеленского: никакого кардинального разворота Украины к России не будет

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

Денис Кирюхин, эксперт Киевского центра политический исследований и конфликтологии


Инаугурация Владимира Зеленского действительно несколько отличалась от инаугурации его предшественников. Дело тут не в процедуре. Она была стандартная, разве что без торжеств и праздничных приемов. Главными «фишками» инаугурационной речи Зеленского стал переход на русский язык, чего раньше не случалось в таких выступлениях, и объявление о роспуске парламента с призывом также и к членам правительства подать в отставку. Судя по выражениям лиц в парламенте, последнее стало для многих полной неожиданностью. В целом же речь шестого украинского президента была построена по популистской схеме: Зеленский – представитель народа, против коррумпированной и противостоящей обществу элиты.

Каковы бы ни были взгляды нового украинского президента на внешнеполитический курс страны в целом и конкретно на проблему вооруженного конфликта в Донбассе, пока он ничего не может сделать. У Зеленского нет большинства в парламенте, а попытка заставить депутатов принять новый избирательный закон, способный радикально перезагрузить состав Рады и, возможно, получить большинство для партии Зеленского на досрочных парламентских выборах, очевидно провалилась. У Зеленского нет «своего» правительства. И даже провести назначения на столь важные для президента должности, как глава МИД, генеральный прокурор или министр обороны, он, без поддержки парламента, не может. А поддержки такой у него нет.

На протяжении избирательной кампании Зеленский избегал занимать внятную позицию по многим ключевым вопросам украинской политики, чтобы не оттолкнуть ни одной из групп своих потенциальных избирателей. Сейчас перед ним стоит задача выиграть досрочные парламентские выборы, и поэтому, как и ранее, он, вероятнее всего, будет стремиться направлять разные сигналы разным аудиториям, не боясь показаться противоречивым. Но уже после парламентских выборов мы увидим совсем другого Зеленского, с более четким курсом. И, если говорить о внешней политике, этот курс не будет с одобрением встречен в Москве. Никакого кардинального разворота Украины, конечно же, не будет. Однако есть один нюанс, на который стоит обратить внимание.

Во время президентской избирательной кампании утверждение Зеленского о том, что в Донбассе необходимо бороться за людей, а не только за территории, на фоне воинственной риторики Петра Порошенко воспринималось как сигнал к готовности поиска мирного разрешения конфликта. Пока Зеленский не демонстрирует желания подстроиться под жесткий русофобский мейнстрим, характерный для прошлой власти, хотя при этом в его лексике и представителей его команды, Россия по-прежнему характеризуется как страна-агрессор, а неконтролируемые территории – как оккупированные, что, впрочем, закреплено в ряде законодательных актов.

Наделить автономным статусом непризнанные республики, как того требует текст минского «Комплекса мер», и нынешняя, и переизбранная Верховная Рада вряд ли будет способна.

Политические радикалы до сих пор контролируют украинскую «улицу», и любые попытки реализовать политические аспекты Минских соглашений встретят ожесточенное сопротивление, вплоть до силового противостояния. В этой ситуации, если Зеленский на самом деле захочет добиться урегулирования проблемы Донбасса, ему будет недостаточно опоры на большинство в парламенте, если предположить, что ему удастся его сформировать.

И тут значимым ресурсом может оказаться референдум. Как мы знаем из данных социологических исследований, большинство украинских граждан выступает за мирное разрешение кризиса и не против того, чтобы Донбасс вернулся в состав Украины, получив при этом особый статус. Разумеется, многое будет зависеть от конкретной формулировки вопроса, который вынесут на референдум, если он, конечно, состоится. Но крайне велика вероятность, что в случае его проведения позиция Зеленского найдет понимание и поддержку у большинства граждан. После этого не только парламентариям станет проще проголосовать за законы по Донбассу (особый статус, амнистия и другие), но и у международных партнёров Украины, вероятно, будет меньше опасений относительно того, что Зеленский уступит давлению России.

При этом следует отдавать себе отчет в том, что те возможности в развитии российско-украинских отношений, которые были у наших стран до 2014 года, уже не вернуть. Нужно думать о том, как построить взаимодействие с учетом оставшихся возможностей и актуальных взаимных интересов. Заявление Зеленского о том, что кроме границы между Украиной и Россией больше нет ничего общего, позволяет предположить, что украинский президент еще не в полной мере осознает весь комплекс украинских интересов на «российском направлении».

Ситуация на Украине развивается очень динамично. Процесс переформатирования украинского политического ландшафта уже запущен самим фактом разгромного поражения Порошенко. По какому сценарию пройдет это переформатирование – пока не вполне понятно. «Кавалерийская атака» на Верховную Раду, которую предпринял Зеленский сразу после своего избирания, провалилась. А это значит, что противостоящие стороны могут втянуться в «окопные бои», президент потеряет инициативу, и страна погрузится в вялотекущий политический кризис, без четких перспектив того, что же будет на выходе. Впрочем, отменить через суды указ о досрочных выборах Верховной Рады вряд ли удастся, так что Украина на пороге новой скоротечной избирательной кампании, на этот раз – парламентской.

Международный дискуссионный клуб "Валдай". 24.05.2019

Читайте также: