Британские грезы не проходят испытания экономической реальностью

Евгений Пудовкин

Дилемма брекзита продолжает довлеть над британским правительством. Консорциум британских ретейлеров (КБР) бьет тревогу о росте потребительских цен в случае отсутствия скорого торгового договора с Евросоюзом, а просочившийся в прессу документ казначейства дает понять: «жесткий» развод с Брюсселем обойдется стране в 66 млрд фунтов в год.

Во вторник Times стало известно о документе Министерства финансов, где говорится, что в случае потери британцами доступа к единому рынку ЕС – так называемый жесткий вариант брекзита – казна страны рискует недосчитаться около 66 млрд фунтов в год. Это составило бы около десятой части от 716 млрд фунтов, которые государство должно собрать в виде налогов по итогам этого года.

Если вместо единого европейского рынка Соединенное Королевство предпочтет взаимодействовать с ЕС в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), его ВВП сократится на 9,5%, утверждается в документе.

В КБР предупреждают: решение торговать с Евросоюзом без специального соглашения с ним заденет и потребителей. Так, из-за предусмотренных ВТО высоких пошлин цены могут возрасти на такие товары, как мясо, вино и одежда. В частности, мясные продукты рискуют подорожать на 27%, приводит оценку консорциума Guardian.

Впрочем, сценарий торговли с Европой в рамках ВТО – отнюдь не единственная опция для британцев. «В настоящий момент рассматривается несколько вариантов дальнейшего развития событий, и я не думаю, что в конце концов Британия решит торговать с Европой на условиях ВТО», – отметил в беседе с «НГ» эксперт аналитического центра Open Europe в Лондоне Алекс Грир.

Главной головной болью правительства остается дилемма: как одновременно получить контроль над миграцией, чего хотят многие простые граждане, и наладить с европейскими странами режим свободной торговли. Это последнее условие, считают эксперты, во многом является залогом успеха британской экономики. При этом существующие договоры о торговле на едином европейском рынке обязывают государства не препятствовать внутренней миграции и соблюдать принятые в ЕС меры регулирования бизнеса.

Ранее премьер-министр Тереза Мэй заявляла, что хочет добиться от Евросоюза «уникальной сделки», позволяющей Лондону свободно торговать с европейскими государствами, вернув при этом «некоторый» контроль над миграцией. Выступая на днях в парламенте, министр по делам брекзита Дэвид Дэвис подтвердил намерения главы правительства. По его словам, страна желает «получить власть над своими границами и законами, а также иметь как можно меньше препятствий в торговле с Европой».

Заявления правительства, вероятнее всего, указывают на его желание покинуть единый рынок, а затем заключить с государствами ЕС соглашения уже на двусторонней основе, полагает Грир. «Это позволит успокоить часть избирателей, обеспокоенных темой миграции, а также даст Британии право вести торговые переговоры с другими странами самостоятельно».

Тем временем в ЕС пытаются как можно плотнее сомкнуть ряды, заявляя, что не готовы дать британцам уникальную по выгодности сделку. Глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум подчеркнул: Лондон не сможет выбирать, что им надо получить от ЕС «по меню», не выполняя никаких обязательств.

Президент Франции Франсуа Олланд дал понять, что Альбион обязан заплатить «цену» за свое решение покинуть ЕС. Таким образом, считает он, «другие страны дважды подумают, перед тем как покидать Европейский союз и наслаждаться, как полагают некоторые, безграничными преимуществами, не платя за это цену и не следуя ничьим правилам».

Европейцы, хотя и заявляют публично о своей жесткости, в переговорах будут вести себя «прагматично», отмечает Грир. «В конце концов Британии выгодно, чтобы еврозона процветала, а ЕС выгодно, чтобы британская экономика чувствовала себя хорошо, – пояснил он. – В основе таких рассуждений – принцип, что, учитывая современные реалии, торговые барьеры плохо сказываются на экономиках и на обществах стран».

Независимая газета. 12.10.2016

Читайте также: