Вода камень точит
Сергей Жбанов
Минск радушно принял миссию Международного валютного фонда (МВФ). Высокие гости прибыли, чтобы своими глазами увидеть, как национальная экономика умудряется жить без прибыли. Вот такой каламбурчик. Ну и пусть любуются. Нам не жалко. Может, добрее станут и отстегнут наконец-то $3 млрд кредита на белорусскую бизнес-экзотику.
Беларуси, по оценке Александра Лукашенко, для получения кредита осталось выполнить только одно условие: «Многие условия, которые они выдвинули, мы уже сделали или сделаем в ближайшее время. Осталось одно - оплата коммунальных услуг на 100%». В общем, пустячок. Но очень неприятный. Проблема в том, что «в ближайшее время» этому пожеланию не суждено сбыться, поскольку сегодня жители республики возмещают лишь около 40% затрат на жилищно-коммунальные услуги. И впереди страну ждет настоящая сага, вроде истории с повышением пенсионного возраста.
Выйти на тарифы ЖКУ, покрывающие 100% затрат, нам предстоит лишь к концу 2018 г. Фонд предлагает реализовать «четкие, равномерные и последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере коммунальных услуг до конца 2018 г.», отмечается в итоговом документе, посвященном завершению консультаций с Беларусью, проведенных в соответствии со статьей IV. В этой части рекомендации МВФ полностью совпадают с графиком, одобренным Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР). Таким образом, никто из внешних кредиторов не подталкивает Минск к резким действиям в коммунальном хозяйстве. Но зачем тогда внушать подобную мысль белорусской публике? Казалось бы, с этим все давно ясно. Еще 1 декабря 2015 г. на совещании, посвященному ходу переговоров по программе расширенного финансирования с МВФ, Лукашенко заявил, что власти пойдут на пересмотр коммунальных тарифов только тогда, «когда будем уверены, что в результате, к примеру, повышения тарифов на ЖКХ люди будут в состоянии заплатить по счетам».
И с тех пор, надо полагать, ни у президента, ни у главы правительства мнение не изменилось, поскольку при замороженной средней зарплате население не выдержит повышение тарифов на 60%. Хотя кто знает, что на самом деле затевают власти? Эти небожители порой видят такое, что простым смертным узреть не дано. Например, признаки оживления в промышленности и «возвращения экономики на траекторию роста». Но эти и другие подобные глюки, не подтвержденные Белстатом, оставим на их совести.
Сегодня, когда заинтересованная общественность опять оживленно обсуждает перспективы очередного кредита МВФ, важно иметь в виду, что на этот раз речь идет о программе расширенного финансирования, рассчитанной на глубокие структурные реформы. Это не программа стенд-бай (2009-10 гг.), после которой белорусские власти расслабились и решили отметить удачу, существенно повысив среднюю зарплату накануне президентских выборов, спровоцировав тем самым трехкратную девальвацию национальной валюты в 2011 г.
Хотя тот кредит МВФ вообще был не нужен Беларуси, поскольку дальнейшие события показали, что задача стабилизации внутреннего валютного рынка может быть успешно решена Нацбанком и без внешних вливаний буквально в течение года. Потребовалась лишь санкция высшего руководства на жесткое ограничение денежно-кредитной массы. О чем и талдычили независимые эксперты на протяжении десятилетия. И в новой кредитной программе с МВФ экономика Беларуси также не нуждается, если ее цели будут аналогичны тем, которые уже поддержаны ЕФСР.
Кредит МВФ как воздух необходим только правительству, погрязшему в долгах. «Нам необходимо привлечь как можно более комфортные по срокам и стоимости ресурсы для исполнения своих внешних валютных обязательств. В условиях МВФ - $3 млрд под 2,28% годовых на 10 лет», - заявил премьер Андрей Кобяков на совещании 1 декабря 2015 г.
Вот и Александр Лукашенко оперирует подобными аргументами. Как и 7 лет тому назад, архистратиг опять сравнивает стоимость заимствований у России и МВФ. По его словам, Москва предлагает более дорогие займы, в то время как в Вашингтоне кредитные ресурсы дешевле. Но у российских кредитов есть другие достоинства: их можно рефинансировать, а то и вообще не возвращать, как это сделал Киев с молчаливого одобрения МВФ. Но в Минске в отличие от Киева власть крепка и не хочет реформ, пытаясь лишь оптимизировать валютный госдолг и сохранить флагманы госиндустрии.
В МВФ это понимают и довольно жестко расставляют акценты в будущей кредитной программе, рекомендуя властям республики провести «последовательные и масштабные реформы», плохо стыкующиеся с представлениями белорусского руководства о социально-рыночной экономике. Эксперты фонда предлагают пересмотреть и реформировать всю систему управления госпредприятиями: «Речь идет о реализации комплексной стратегии реформ в отношении госпредприятий с целью повышения их производительности и эффективности, а также уменьшения бюджетных рисков».
Впрочем, Александр Лукашенко не собирается «резать по живому, неизвестно зачем, в угоду кому-либо». Этим реформаторам только дай волю, как тут же волна банкротств накроет не только отдельно взятые предприятия, но и целую отрасль вроде сельского хозяйства. Такого рода сомнениями относительно кредита МВФ президент поделился на совещании в декабре прошлого года. С тех пор мысль о том, что жить надо по средствам, внедряется только в широкие народные массы. Среди директоров гос-предприятий, которым правительство время от времени оказывает финансовую поддержку, она по-прежнему не популярна. Но время течет как вода, которая, как известно, даже камень точит.
БелГазета. 28.09.2016