Старые споры о главном
Елена Черненко, Мюнхен
Вопрос о статусе Нагорного Карабаха остается совершенно тупиковым. Это стало ясно по итогам словесной дуэли президента Азербайджана Ильхама Алиева с премьер-министром Армении Николом Пашиняном на Мюнхенской конференции по безопасности. Сессия с их участием свелась к взаимным обвинениям и высмеиванию позиции оппонента. Впрочем, самая незавидная роль досталась модератору.
Ильхама Алиева и Никола Пашиняна редко увидишь на одном мероприятии, тем более на одной сцене. Поэтому модератор, бывший директор по России и Центральной Азии в Совете национальной безопасности США Селест Уолландер прежде всего поблагодарила их за готовность обсудить столь болезненный для обоих вопрос в формате открытой дискуссии.
Но когда слово взял первый ее собеседник — президент Азербайджана — стало ясно, что ожидать большего не приходится. Ильхам Алиев был категоричен: «Нагорный Карабах — это часть Азербайджана. Это международно-признанный факт». Свой тезис он подкрепил пространным экскурсом в историю и многочисленными ссылками на международные договоры, включая резолюции Совета Безопасности ООН, предписывающие вывести «оккупирующие силы» с территории его страны.
Никол Пашинян ожидаемо представил историю вопроса в совершенно ином ключе. Из его слов следовало, что претензии Баку на Нагорный Карабах не обоснованы, поскольку эта территория вошла в состав Азербайджана только в процессе формирования Советского союза, а позже отделилась от Азербайджанской ССР, как и сам Азербайджан от СССР.
Что же касается резолюций СБ ООН, то в трактовке премьер-министра Армении, условием для вывода сил должно стать соблюдение режима прекращения огня, добиться которого не удается.
Селест Уолландер старалась предоставлять обоим собеседникам равную возможность высказаться, но каждый из них считал необходимым опровергнуть заявления другого и оставить последнее слово за собой. В итоге дискуссия превратилась в спарринг — оппоненты обвиняли друг друга в искажении фактов, неготовности к компромиссам, нарушении международного права и попытках оправдать агрессию. Говорили они при этом на английском языке, которым президент Азербайджана явно владеет лучше армянского премьера.
Модератор спросила, что могло бы сделать международное сообщество для урегулирования конфликта. «Дать Азербайджану понять, что силовое решение проблемы невозможно»,— сказал Никол Пашинян. «Четко указать Армении, что Нагорный Карабах — это не часть ее территории и не независимая страна, а незаконное образование»,— парировал Ильхам Алиев.
Напомним, переговоры по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха ведутся с 1992 года. Консультации ведутся на площадке ОБСЕ при участии трех посредников — России, США и Франции.
Никол Пашинян раскритиковал Баку за неготовность вступать в прямой диалог с Нагорным Карабахом. «Президент Алиев отказывается разговаривать с народом Нагорного Карабаха, и это очень странный факт. Как можно решить проблему, когда он не хочет говорить с представителями этой республики?»,— обратился он к публике. Ответ Ильхама Алиева последовал немедленно: «Мы готовы говорить с Нагорным Карабахом в случае, если Армения прекратит финансировать это нелегальное образование, выведет все свои войска из Нагорного Карабаха и полностью уйдет с нашей территории. Тогда у нас будут аргументы говорить с этими людьми. Но пока они (армянские силы. — “Ъ”) там — ни за что».
Ильхам Алиев сообщил, что в субботу в результате нарушения режима прекращения огня «от пули армянского снайпера погиб солдат азербайджанской армии». Никол Пашинян в долгу не остался: «Наш военный получил ранения в результате выстрела с азербайджанской стороны».
При этом оба лидера настаивали, что в тупике вопрос находится не из-за них. «Невозможно закончить этот конфликт за один-два шага. Нам нужна мини-революция, прорыв. Заверяю вас, что Армения и Карабах готовы приложить реальные усилия для решения вопроса»,— заверил Никол Пашинян. «Мы готовы к продолжению переговоров и уже давно дали согласие на выдвинутую Россией инициативу о поэтапном урегулировании конфликта»,— сказал в свою очередь Ильхам Алиев.
Селест Уолланден оставалось только вновь поблагодарить своих собеседников за готовность выступить с одной сцены. Учитывая накал страстей вокруг темы ее сессии — это действительно можно было считать достижением.
Коммерсантъ. 15.02.2020