Куда Лукашенко поведет ЕАЭС
Антон Ходасевич
Белорусское председательство в ЕАЭС стартовало 1 января 2020 года, а с 1 февраля начал работу новый состав постоянного действующего исполнительного органа объединения – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) во главе с представителем Беларуси. Как следует из заявлений белорусской стороны, свои усилия они намерены направить на формирование из ЕАЭС полноценного экономического союза и устранение торговых барьеров.
Решение о председательстве Беларуси и кандидатуре главы комиссии было принято еще на заседании Высшего Евразийского экономического совета 20 декабря. С 1 января Высший Евразийский экономический совет возглавил президент Беларуси Александр Лукашенко, а 1 февраля – Коллегию Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, занимавший у себя в стране должности и главы правительства, и спикера верхней палаты парламента.
Ясно, что решения во всех органах ЕАЭС принимаются коллегиально, однако возможность инициировать те или иные вопросы у председательствующей стороны никто не отнимет.
Истоки белорусской интеграционной активности
Для понимания той политики, которую будут проводить в ЕАЭС представители Минска, важно знать истоки интеграционной активности президента Беларуси. Александр Лукашенко по праву считается одним из самых активных участников интеграции на постсоветском пространстве и при этом наиболее яростным критиком деятельности ЕАЭС. В основе этой интеграционной инициативности – глубокая экономическая зависимость. В то время, как другие страны бывшего СССР реформировали свои экономики под функционирование в рамках отдельных независимых государств, президент Беларуси сосредоточился на сохранении той ее структуры, которая сложилась в советский период.
Таким образом, Беларусь сохранила свой статус сборочного цеха СССР, а с ним и зависимость от поставщиков сырья, материалов и комплектующих в этот «цех» и потребителей «собранной» в нем продукции. Логично, что более всего Беларусь зависела от самой мощной и территориально ближайшей советской экономики – российской. Взять, например, белорусскую нефтепереработку. У страны, не имеющей своей нефти, два мощных завода, хотя для удовлетворения потребностей внутреннего рынка достаточно и 80% потенциала одного. Чтобы прокормить себя, Беларуси достаточно половины того объема продовольствия, которое производят белорусские предприятия. Знаменитые с советских времен МАЗы, комбайны «Гомсельмаша» и трактора «Беларусь» тоже не нужны стране в том объеме, который сегодня производится. Вдохновленная тем, что в первые постсоветские годы все это неплохо находило потребителя в России, Беларусь не сильно стремилась искать другие рынки и выстраивать производство под их требования.
Не стоит забывать и о политических амбициях белорусского президента, которые часто упоминают эксперты, объясняя его увлеченность процессами постсоветской интеграции. Затевая создание Союзного с Россией государства в 90-е годы, президент рассчитывал, что сможет стать во главе этого образования. Этим надеждам сбыться было не суждено, однако председательство в ЕАЭС позволяет президенту Беларуси в какой-то мере примерить «шапку Мономаха». «Речь идет о том, что предстоящие годы для нас весьма почетны и в то же время ответственны. Мы фактически возглавим весь Советский Союз. При этом вы видите, какие интеграционные процессы идут. Поэтому фактически придется тащить воз за всех», – заявил Александр Лукашенко, обсуждая с Михаилом Мясниковичем его тогда еще грядущее назначение главой ЕЭК.
Полноформатный экономический союз
Исходя из своей глубокой заинтересованности в экономической интеграции на постсоветском пространстве и желания «порулить» всем этим регионом, Беларусь, вероятнее всего, будет очень активным председателем в ЕАЭС. «От Беларуси ожидают прорыва, потому что у Беларуси такая аура –передовой страны, которая всегда пытается улучшить даже то, что уже хорошо работает», – рассказывал журналистам в декабре теперь уже экс- член Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии, представитель Беларуси Александр Субботин. В год своего председательства Беларусь сделает все возможное для того, чтобы достичь реализации заложенных в стратегии евразийской интеграции принципов. «Это четыре основные свободы: передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы», –пояснял он.
Уже 9 января Александр Лукашенко, оправдывая ожидания, поделился своим видением интеграционных процессов в ЕАЭС. В качестве главы Высшего Евразийского экономического совета, он обратился к главам государств членов образования.
Как следует из текста обращения, опубликованного на сайте ЕЭК, Беларусь, пытающаяся в рамках двухсторонних отношений с Россией решить проблему доступа своих товаров на рынок этой страны, постарается сделать это более системно в рамках ЕАЭС. Сосредоточится «на полном устранении барьеров, максимальном сокращении изъятий и ограничений на рынках ЕАЭС, предотвращении возможности возникновения новых видов препятствий для создания свободной конкурентной среды».
Ставя цель устранить возможность для отдельных стран закрывать свои рынки, в том числе, прикрываясь обеспечением безопасности, Беларусь предлагает усилить компетенции ЕЭК. В первую очередь в проблемных сферах.
Речь идет о техническом регулировании, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требованиях, правилах проведения государственных закупок и предоставления субсидий. По мнению Александра Лукашенко, государствам-членам нужно запретить автономно принимать решения об ограничениях и отдать этот вопрос на уровень ЕЭК.
То есть, страна, желающая закрыть какой-то сегмент рынка, должна будет обратиться в Евразийскую комиссию, обосновать свою просьбу и получить либо не получить разрешение.
Беларусь также считает необходимым более жестко контролировать исполнительскую дисциплину в ЕАЭС и требовать безоговорочного выполнения принятых ее руководящими органами решений. Предлагается наделить Комиссию правом обращаться в Суд ЕАЭС, решения которого тоже должны выполняться в безоговорочном порядке.
Президент Беларуси предлагает внедрить в практику Евразийского союза применяемую в Беларуси систему работы на достижение показателей. Для этого необходимо определять индикаторы «по ключевым направлениям интеграции» и вводить ответственность за их достижение и выполнение соответствующих мероприятий.
Все для свободной торговли
В Минске осознают, что формирование единых рынков во всех сегментах экономики – задача непростая и не одномоментная. Тем не менее, убеждены, что это главное условие для устранения любых барьеров на пути товаров и услуг в перспективе, поэтому каждый год нужно делать что-то для достижения этой цели. Так, для формирования общих энергетического и транспортного рынков ЕАЭС необходимо устранить дискриминационные подходы в ценообразовании, формировании тарифов и обеспечить равный доступ к услугам естественных монополий.
Создание общего финансового рынка Беларусь предлагает начать с создания единого платежного пространства ЕАЭС, увеличения доли расчетов в национальных валютах и постепенного ухода от зависимости от системы SWIFT и зарубежных банков-корреспондентов.
По мнению председательствующей страны, промышленную политику тоже стоит согласовывать и, например, не создавать одинаковые производства на территории разных стран ЕАЭС, а объединить усилия и создать одно общее, обеспечивая совместно внутренний рынок и выходя на экспорт. Принципы межгосударственной кооперации и страновой специализации стоит использовать и при формировании единого аграрного рынка для его сбалансированнности.
Широко практикуемое в Беларуси импортозамещение Александр Лукашенко также считает необходимым внедрять в ЕАЭС. «Следует принять единую программу импортозамещения Союза на основе национальных программ», -- полагает он.
Исключению практики закрытия рынков для продукции стран-членов ЕАЭС по соображениям безопасности должно способствовать повышение доверия к национальным институтам аккредитации и контроля. Для этого нужно унифицировать требования к продукции и повысить ответственность органов аккредитации за выпуск ее в обращение, считает президент Беларуси. ЕЭК также в этом вопросе стоит предоставить больше полномочий, а спорные вопросы должны решатся через механизм арбитражной оценки. Александр Лукашенко убежден, что на территории стран ЕАЭС должны действовать единые ветеринарные, санитарные и фитосанитарные меры.
Напомним, что в 2017 году ЕЭК опубликовала так называемую «Белую книгу», в которой зафиксированы имеющиеся препятствия для свободной торговли, а также методика их определения и пути устранения. На момент публикации книги в ней были зафиксированы 60 препятствий, признаваемых государствами-членами – 17 из них изъятия, 34 – ограничения и 9 – барьеры. Всего же в так называемом общем реестре, как отмечала в интервью член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян, их насчитывалось 185. Чтобы начать процедуру их устранения, нужно провести переговоры со странами-участницами и признать наличие этих препятствий. Согласно официальным данным, их количество с тех пор только увеличивалось. Это не значит, что вводились новые – просто уже имеющиеся получали официальный статус, а какие-то устранялись. В результате по состоянию на 1 мая 2019 года на внутреннем рынке ЕАЭС насчитывалось 71 препятствие, в том числе 16 барьеров, 38 ограничений и 17 изъятий. При том, что, согласно данным ЕЭК с 2017 года было устранено 40 препятствий.
«Мы так и не преодолели барьеры, которые должны были преодолеть, создавая ЕАЭС, но уходить из ЕАЭС не будем. Бороться будем. Никуда от этого не денешься», – заявлял Александр Лукашенко в октябре минувшего года. Он также сокрушался тем, что ЕАЭС все больше начинает политизироваться, что «совсем неприемлемо».
Таким образом, очевидно, что в свое председательство Беларусь будет придерживаться ранее сформулированных постулатов – устранять торговые препятствия и не допускать политизации объединения.
ИАЦ МГУ. 11.02.2020