Внешняя торговля Беларуси: итоги диверсификации и новые риски
Белорусские предприятия не успевают модернизировать производство, теряя в конкурентности, а тесные связи с Россией и благоприятные условия поставок российских энергоресурсов могут обернуться торможением социально-экономического роста – так считает белорусский экономист Людмила Воронецкая. Специально для портала «Евразия.Эксперт» она проанализировала тенденции внешней торговли Беларуси за последние годы, оценив результаты усилий Минска по диверсификации экспорта и выявив основные риски, с которыми может столкнуться белорусская экономика.
Статистика, статистика
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь №18 от 12.01.2017 г. целевой показатель диверсификации экспорта по странам в 2019 г. должен иметь следующие значения: страны ЕАЭС – 36,6%, ЕС – 31,8%, другие страны – 31,6%. Такое относительно равномерное распределение преследует снижение зависимости Беларуси от внешних вызовов и поиск новых перспективных рынков.
При этом структура белорусского экспорта в январе-мае 2019 г. в географическом разрезе имеет следующий вид: доля в страны ЕАЭС составляет более 40%, в страны ЕС чуть менее 30%, в другие страны – почти 30%.
Экспорт белорусских товаров в государства-члены ЕАЭС за январь-март 2019 г. составил $3,1 млрд (41,0% от общего экспорта товаров Беларуси) и сократился на 3,1%. Экспорт в Россию составил $2,9 млрд (93,8% от белорусского экспорта в ЕАЭС и 38,4% от общего экспорта товаров республики) и сократился относительно первого квартала 2018 г. на 3,0%.
Импорт товаров из государств-членов ЕАЭС за январь-март 2019 г. составил $5,0 млрд (61,9% от общего импорта товаров Беларуси) и сократился на 4,5%. Импорт из России составил $5,0 млрд (99,4% импорта из ЕАЭС и 61,6% общего импорта) и сократился на 4,5%.
Сальдо счета текущих операций платежного баланса Беларуси с Россией за январь-март 2019 г. сложилось отрицательным, и составило $2,8 млрд. Объем внешнеторгового оборота товарами Республики Беларусь с Российской Федерацией за январь-март 2019 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 4,0% – до $7,9 млрд (50,4% внешнеторгового товарооборота Беларуси). Дефицит внешней торговли товарами сложился в размере $2,1 млрд.
Наибольшее отрицательное сальдо наблюдалось по товарным разделам: минеральные продукты – $2,5 млрд и недрагоценные металлы – $300 млн. В то же время значительное положительное сальдо (700 млн) сложилось по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью.
По данным Национального статистического комитета Беларуси, сальдо торговли товарами с Россией в 2018 г. традиционно отрицательное: ‑$9,7 млрд (‑$6,7 млрд в 2017 г.). В 2018 г. наблюдалось увеличение импорта товаров из России при сохранении экспорта на уровне прошлого года. Наоборот, сальдо торговли услугами Беларуси с Россией положительное: $403,8 млн, однако по сравнению с 2017 г. ($566,1 млн) отмечается его уменьшение. Вторым же после России рынком для белорусского экспорта по значимости является ЕС. Доля ЕС в экспорте Беларуси в 2018 г. составила 30,2% (в 2017 г. 26,8%).
Как менялся список торговых партнеров Минска
По экспорту товаров основными странами-торговыми партнерами Беларуси являются Россия, а также Украина и Великобритания. По импорту – Россия, Китай и Германия. В первом десятилетии XXI в. такими партнерами были Россия, Германия и Украина.
В настоящее время на долю России приходится около 60% белорусского импорта. Доля Китая, хоть и не такая большая, имеет положительный тренд и основания для дальнейшего увеличения. При этом наблюдается перекос в товарообороте Беларуси и Китая в пользу Китая.
Белорусский экспорт с Китаем значительно меньше импорта. Китай закупает в Беларуси преимущественно калийную соль, а завозит в Беларусь в больших объемах свои дешевые и не всегда качественные товары.
Промышленные предприятия Беларуси медленными темпами обновляют оборудование и недостаточно активно внедряют новые технологии. Это снижает конкурентоспособность белорусской продукции. Возрастающая конкуренция со стороны китайской промышленности создает угрозу вытеснения белорусской продукции с рынков ЕС.
Торговые отношения с Россией по сравнению с 2010 г. укрепились еще больше, поскольку за это время увеличилась доля как белорусского экспорта товаров в Россию, так и импорта товаров из России в Беларусь. Однако заметного скачка доли экспорта и импорта товаров Беларуси с Россией в связи с созданием ЕАЭС не отмечается. Это может быть связано с уже сформированными и достаточно тесными торговыми отношениями Беларуси и России на протяжении всего постсоветского этапа развития. Внесло свою лепту и создание Союзного государства Беларуси и России.
В то же время, существующая структура торговли товарами между Беларусью и Россией может совершенствоваться за счет качественного улучшения.
Чем торгует Беларусь
В структуре экспорта Беларуси с Россией более 30% составляют минеральные удобрения; кроме того, относительно велика доля машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности. Почти половина белорусского экспорта в остальные страны СНГ представлена минеральными продуктами. Также можно выделить заметный удельный вес продовольственных товаров, продукции химической промышленности, машин и оборудования.
В страны вне СНГ белорусский экспорт представлен двумя существенными группами товаров. На первом месте минеральные продукты, на втором – продукция химической промышленности. Следовательно, экспорт товаров Беларуси в страны СНГ имеет преимущественно сырьевую направленность.
В структуре импорта Беларуси с Россией около половины составляют минеральные удобрения, также относительно велика доля продукции химической промышленности, машин и оборудования, а также черных, цветных металлов и изделий из них. В структуре импорта Беларуси с другими странами СНГ более 40% составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, со странами вне СНГ около 35% составляют машины, оборудование и транспортные средства.
Со странами вне СНГ велика доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также продукции химической промышленности.
Беларусь сильно зависит от мировых цен на сырье и энергоресурсы, от условий торговли энергоресурсами с Россией. Любые внешние шоки в большинстве случаев будут иметь для Беларуси неприятные последствия, поэтому Минску было бы логично обезопасить себя от них хотя бы в некоторой степени. Этого можно достичь благодаря развитию науки и инноваций, увеличению наукоемких производств, развитию высоких технологий. Сложная высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью позволит Беларуси лучше адаптироваться к внешним вызовам.
Торговые риски и как их снизить
Рост импорта из России в первом квартале 2019 г. может быть связан с ростом реальных доходов населения Беларуси, в том числе ростом реальной заработной платы. Экономический цикл Беларуси в настоящее время приближается к пику, что влияет, наряду с внешней конъюнктурой, на экспорт и импорт Беларуси.
В то же время белорусский денежно-кредитный регулятор не допускает существенного увеличения амплитуды экономического цикла и возникновению серьезных дисбалансов в экономике. Положительное влияние на макроэкономическую стабильность оказал переход от фиксированного валютного курса к плавающему валютному курсу (управляемому). В ближайшие пять лет в Беларуси планируется перейти на режим свободно плавающего валютного курса.
Несмотря на возможную волатильность на валютном рынке при плавающем валютном курсе, снижаются риски высокой инфляции, которая создает крайне непредсказуемую экономическую ситуацию и отрицательно влияет на всю экономику, в том числе на внешнюю торговлю.
Со странами СНГ и ЕАЭС Беларуси целесообразно создавать совместные предприятия, кластеры, осуществлять сотрудничество в области IT, науки, образования, медицины, фармацевтики, проводить выставки достижений народного хозяйства с приглашением представителей из стран-партнеров с перспективой заключения двусторонних и многосторонних договоров для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Такая политика повлияет на улучшение структуры экспорта и импорта (в виде увеличения доли инновационной продукции) между Беларусью и Россией, Беларусью и другими странами ЕАЭС и СНГ.
Относительная обеспеченность Российской Федерации энергоресурсами и сравнительно благоприятные условия поставок российских энергоресурсов в Беларусь могут стать для обеих стран фактором, тормозящим социально-экономическое развитие.
Анализ структуры экспорта и импорта Беларуси и России подтверждает, что такая угроза существует. Целесообразно в дальнейшем переключиться на диверсификацию экспорта, и снижение не столько в абсолютных значениях экспорта и импорта энергоресурсов в Беларуси и России, сколько снижение доли энергоресурсов в белорусском и российском экспорте за счет увеличения доли в экспорте и импорте высокотехнологичной наукоемкой продукции. Для Беларуси это будет означать снижение зависимости от импортируемых природных ресурсов.
Высокие мировые цены на нефть и газ привели к тому, что сырьевые отрасли стали занимать существенное положение в российской экономике, нефтегазовые доходы стали очень значимой статьей доходов в России. Характерной чертой белорусской экономики являются ее высокая энергоемкость (при достаточно скромном запасе собственных энергоресурсов). Данное обстоятельство определяет структуру белорусского импорта и экспорта. Существенную долю белорусского экспорта и импорта занимают нефть и газ, а также нефтепродукты. Экспорт и импорт этих товарных позиций организован так, чтобы приносить доход Беларуси.
В то же время, это снижает конкурентоспособность других отраслей промышленности за счет притока в страну нефтедолларов и за счет отсутствия острой необходимости в связи с экспортом энергоресурсов развивать сложные высокотехнологичные производства. Это похоже на симптомы «голландской болезни», которую нельзя допустить в Беларуси и России, поскольку это снижает национальную конкурентоспособность стран в долгосрочной перспективе.
Евразия.Эксперт. 19.08.2019