Лукашенко открыл неведомый фронт
Антон Ходасевич
Белорусская экономика «уперлась в неопределенность», что может стать причиной потери независимости страны и даже начала войны, заявил Александр Лукашенко. Столь сенсационное заявление Александр Лукашенко сделал, посещая сельхозпредприятие «Купаловское» и говоря о проблемах аграрной экономики.
«Мы сегодня уперлись уже в некую неопределенность в сельском хозяйстве. Стоит вопрос, как жить дальше, как двигаться дальше, чтобы обеспечить эффективное производство и выстоять в конкуренции», – признался президент Белоруссии. Министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Заяц, в свою очередь, пояснил, что главная проблема в сельском хозяйстве – отсутствие исполнительской дисциплины. Вероятно, лучшим способом улучшить дисциплину глава белорусского государства счел запугивание. «Наметили сделать – это должно быть сделано железобетонно. Причина одна невыполнения – смерть. Мы – на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся – значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или об нас будут просто вытирать ноги. А не дай бог, еще развяжут войну, как в Украине», – заявил он. Александр Лукашенко не уточнял, в состав какого государства придется Белоруссии входить в случае экономических провалов и кто может развязать войну, однако для местных наблюдателей очевидно, что речь идет о России.
В условиях военного времени Лукашенко дал чиновникам карт-бланш на любые действия по наведению порядка: «Хотите – строем ходите, хотите – берите пистолеты и наводите тут порядок. Это ваши проблемы». Он пообещал, что упрашивать и уговаривать хорошо работать уже никого не будут – будут жестоко наказывать.
Местные наблюдатели и экспертное сообщество были удивлены настолько откровенными заявлениями белорусского президента. Намеки подобного рода он позволял себе и раньше, но они были гораздо туманнее. В комментариях и обсуждениях названо несколько причин, побудивших Александра Лукашенко к такой откровенности.
Многие связали сказанное президентом с его недавней встречей с президентом России Владимиром Путиным. Напомним, что заседание Высшего государственного совета Союзного государства состоялось в Минске на прошлой неделе и не принесло разрешения ключевых российско-белорусских проблем, на что накануне рассчитывали в Минске. Хотя справедливости ради нужно сказать, что «дорожная карта» по разрешению молочного конфликта работает – в пятницу Россельхознадзор опубликовал список белорусских молокоперерабатывающих предприятий, для которых запрет на поставку молока в Россию отменен, потому что они «подтвердили происхождение сырья, соответствие объемов произведенной продукции и доказали безопасность поставляемых товаров». Однако это совершенно не гарантирует появления новых запретов и ограничений. Ничего не известно и о перспективах подписания Соглашения о взаимном признании виз – с окончанием чемпионата мира по футболу граница между двумя странами закроется и т.д. и т.п.
Вероятно, разговор президентов был очень жестким и Владимир Путин поставил некие невыполнимые для Александра Лукашенко условия, если он так заговорил, делятся предположениями в социальных сетях местные наблюдатели.
Правда, есть и другие версии, которые к действиям России имеют косвенное отношение. Аналитик Сергей Николюк считает, что открытие «фронта» и нагнетание страха войны в обществе вызваны только одним – желанием удержать личную власть. «Если в данный момент эту проблему лучше всего решать в рамках национального государства, он будет самым яростным сторонником строительства национального государства. Если вдруг выяснится, что в рамках государства (именно потому, что оно национальное, общество просыпается) он себе места не найдет, тогда найдет себе другие рамки, это не важно», – рассуждает эксперт. Он полагает, что Александр Лукашенко начинает осознавать, что белорусская модель экономики исчерпала себя и мобилизовать людей уже нечем – остается пугать их войной.
Президент признал, что отстаиваемая им экономическая система, основанная на госсобственности, больше не мотивирует людей и нужно давать возможности для частной инициативы. «Думаю, на меня крестьяне не обидятся, если я буду точечно принимать решения о приватизации – продавать, пускать частника в сельское хозяйство», – сказал Лукашенко. Затем уточнил, что условия будут очень жесткие для частника.
Сейчас у Белоруссии только один реальный вариант стабилизации – проводить реформы. Для Лукашенко их минус в том, что он потеряет личную власть над компаниями, ставшими частными. Судя по всему, власть пока попытается мотивировать население угрозой войны, а там будет видно.
Независимая газета. 25.06.2018