Как новая политика Китая повлияет на экономику ЕАЭС?

Аскар Муминов

В Китае завершился ХIX съезд Коммунистической партии, в ходе которого на очередной пятилетний срок были продлены полномочия председателя КНР Си Цзиньпиня. Но, вероятно, он прервет формирующуюся традицию нахождения у руля страны только два срока подряд по пять лет. Товарищ Си пришел к власти в 2012 году и стал вторым лидером Китая после Мао Цзэдуна, чье имя внесли в устав партии при жизни. Это ставит его в один ряд не только с Мао, но и с отцом вдохновителем китайского «экономического чуда» Дэн Сяопином.

На церемонии открытия съезда партии Си Цзиньпин произнес самую длинную речь в истории страны: она продолжалась 3,5 часа.

Он представил доклад под названием «Добиться решающей победы в построении общества среднего достатка, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху».

Китай будет создавать 15 млн рабочих мест ежегодно

Главной темой обсуждения на съезде был вопрос: как дальше развивать экономику, так как темпы роста замедляются, в этом году — 6,5%, и это уже даже не прошлогодние 6,7%, о        10%-ном росте, как 8 лет назад никто уже и не говорит. И, вероятно, несмотря на все громкие речи, китайская экономика уже не будет показывать таких высоких показателей, считают эксперты, хотя и останется локомотивом мирового роста.

«Широко распахнутые „двери открытости“ нашей страны по отношению к внешнему миру не могут быть затворены. Мы будем защищать законные интересы инвесторов. Все компании, зарегистрированные на территории Китая, будут осуществлять деятельность на справедливых и равных условиях», — заявил Си Цзиньпин.

Китай уже достиг существенного улучшения уровня жизни, заверили на съезде, если в 1970 году средние доходы на одного китайца составляли $15 в месяц, то в 2016 году — $750. Через пять лет планируется построить общество «средней зажиточности» — «сяо кан». Только за последние пять лет число бедных сократилось в КНР на 60 млн человек, официальная безработица составила 5%. Си Цзиньпин заверил, что в стране ежегодно будет создаваться до 15 млн новых рабочих мест, за прошедшие пять лет было создано 65 млн новых рабочих мест. Товарищ Си пообещал сделать Китай модернизированным и инновационным к 2035 году, богатой и могущественной социалистической державой — к 2050 году, сделать армию современной к 2035 году и сильнейшей в мире к 2050 году.

Что такое «социализм с человеческим лицом»?

Также было объявлено о запуске новой эры социализма с китайской спецификой, местный вариант «социализма с человеческим лицом». По итогам голосования в новый состав ЦК КПК были избраны 204 члена и 172 кандидата. Кроме того, делегаты избрали 133 человека в Центральную комиссию КПК.

Было в очередной раз объявлено о готовности жестоко бороться с коррупцией, которая названа одним из тормозов на пути экономического развития.

Сейчас в Китае в связи с коррупцией репрессировано почти 1% населения — 13 млн человек. За последние пять лет из-за подозрений в коррупции своих рабочих мест лишились до миллиона партфункционеров, 155 тыс. парткомов подверглись проверкам.

Текущие проблемы захлестывают Китай

Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН, заметил, что победные реляции ХIX съезда китайской компартии напоминают советские, середины прошлого века. И в одном, и в другом случае речь шла о второй экономике мира. Поэтому очень важно, что именно говорится, и какие задачи ставятся. Но в значительной степени задачи не решались или перебрасывались на следующие периоды, подчеркнул эксперт.

По его словам, Китай планирует на десятилетия вперед, но текущие проблемы захлестывают, как это было и в Советском Союзе. Основная задача в экономике — стимулирование внутреннего спроса. КНР перестраивается с режима быстрого экспортного роста на более медленный и за счет внутренних источников. При этом при торможении роста сразу выясняется, что построено слишком много недвижимости, выпускается слишком много цемента или металла, выдано слишком много кредитов. «Что бы ни делала страна сейчас, ей предстоит войти в режим кризисного десятилетия, как в 1980-е годы в Японии после быстрого роста 50−70х годов», — убежден аналитик.

Он заметил, что-то, что будет происходить в 20-е годы XXI века в Китае, ближе всего к схлопыванию пузырей.

Китайское руководство всеми силами пытается обеспечить «мягкую посадку» и плавное торможение экономики без заносов. В частности, предлагается стимулировать развитие услуг экспресс-доставки, оживлять рынок подержанных автомобилей, ускорить строительство в городах автостоянок и зарядной инфраструктуры для электромобилей и прочие элементы из номенклатуры научно-технической революции.

Евразийская интеграция с китайским лицом

Отчасти это сработает, полагает Александр Караваев. В любом случае, с точки зрения соотнесения масштабов экономики, роль Центральной Азии, и даже больше евразийской экономики в целом, в пользу Китая. «В этом смысле мы „китаезависимы“. КНР продолжит политику взаимодействия и привлечения в свою орбиту по всем линиям: от ШОС до двусторонних треков. При этом перспективы наращивания инвестиций в озвученный в Казахстане проект „Один пояс — один путь“ достаточно туманные», — считает эксперт.

По словам Александра Караваева, с одной стороны, КНР вынесет часть предприятий в эту зону вплоть до Беларуси, многие уже переводятся в Казахстан, с другой, нужно понимать, что они будут нацелены скорее на внутренний рынок ЕАЭС, нежели на дальнейший экспорт.

«Наземные пути в Европу — это пока небольшие субсидируемые проекты, которые не могут конкурировать с морским путем ЕС-Азия по причине тарифов и затрат на логистику», — полагает Александр Караваев. Однако эти проекты, по его мнению, размывают российское влияние в евразийской интеграции и делают ее, скорее, с китайским лицом.

Лидер в этом отношении Казахстан. На сегодняшний день перечень перспективных совместных проектов включает 51 объект на общую сумму свыше $26,2 млрд.

«Даже если из них состоится только треть — они сильно изменят структуру взаимосвязей в экономике ЕАЭС», — говорит эксперт.

Под китайское влияние стягивается не только ЦА, но и европейская Беларусь — в особую экономическую зону «Великий камень», строящуюся возле аэропорта Минска, Госбанк развития Китая планирует инвестировать до $5,5 млрд.

Новый период в развитии Китая

Василий Кашин, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, сказал «Капитал.kz», что нынешний съезд претендует на открытие целого нового периода в развитии КНР, который будет следовать за эпохой строительства «социализма с китайской спецификой», начатого при Дэн Сяопине.

Идеологические концепции Цзян Цзэминя («три представительства») и Ху Цзиньтао («научное развитие») претендовали лишь на уточнение и дополнение «социализма с китайской спецификой», оставаясь в его рамках. Си претендует на то, чтобы выдвинуть совершенно новую концепцию развития страны. Это дает ему большую свободу действий при продвижении дальнейших реформ и укрепляет его авторитет, подчеркнул аналитик.

Торговый конфликт Китая и США может обостриться

Хотя в ходе доклада Си Цзиньпиня съезду отдельно политика КНР в Центральной Азии не раскрывалась, из выступления можно сделать вывод о дальнейшей активизации роли КНР на международной арене. Китайская внешняя политика будет приводиться в соответствие с той ролью, которую страна играет в мировой экономике. Для Центральной Азии это означает, что Китай, уже став важнейшим экономическим партнером, попытается также повысить свою роль в региональной безопасности, хотя и будет при этом избегать прямого столкновения интересов с Россией.

«Будет ли торговая война Китая с США — это зависит не от Китая, который хотел бы избежать такого конфликта, а от Соединенных Штатов. Президент Трамп нуждается в ограничении торговли с КНР, чтобы выполнить свои предвыборные обещания и закрепить поддержку со стороны своего основного электората — жителей депрессивных промышленных районов США. В Штатах есть серьезная оппозиция такому подходу. Но судя по всему, в ближайшие месяцы к Китаю будут выдвигаться все новые претензии в сфере торговли, и конфликт обострится», — прогнозирует Василий Кашин.

Риски для Поднебесной

Си Цзиньпин в своем докладе обратил внимание на важность идеологического воспитания. «Он уделяет большое внимание идеологии, контролю над СМИ, и в целом ситуация при нем развивается в направлении закручивания гаек», — говорит Василий Кашин. При этом надо ясно понимать, что, помимо относительно малочисленной прослойки «либералов» и «космополитов», среди политически активных групп китайского общества преобладают националистические и левые настроения.

На данный момент проблема сепаратизма для Китая главным образом сосредоточена вокруг Тайваня, где во внутренней политике превалируют негативные для материка тенденции.

«Политика в отношении Тайваня будет более активной и наступательной. В Синьцзяне едва ли есть угроза ослабления власти центра — скорее есть растущая террористическая угроза. Съезд обозначил, на мой взгляд, следующие тенденции: дальнейшая концентрация власти, растущий государственный контроль над общественной жизнью, растущая роль госсектора экономики, большее внимание к социальной стабильности в ущерб росту, более активная и наступательная внешняя политика, ускорение строительства вооруженных сил. Сопротивление такому курсу со стороны глобализованной части китайской элиты сохранялось и сохраняется до сих пор, постепенно ослабевая», — анализирует Василий Кашин.

Алексей Маслов, руководитель школы востоковедения НИУ ВШЭ, добавил, что съезд показал, что Китай ратует за равный доступ к ресурсам, энергетическим, финансовым, за открытые рынки, потому что для КНР это крайне важно.

«Китай заявляет, по сути, о создании новой банковской системы и сам готов в нее вкладывать, в строительство инфраструктуры, дорог. Говоря о международной системе, Китай имеет в виду не только себя, но и сообщество стран общей судьбы. То есть о странах, которые подписали договор с КНР „Один пояс — один путь“, включая и Казахстан», — заключил эксперт.

Kapital.kz. 27.10.2017

Читайте также: