Мигранты – «мягкая сила» России в Узбекистане
Валерий Алиев
Россия по-прежнему остается для граждан Узбекистана основным зарубежным рынком труда: сюда, по разным оценкам, отправляются на работу до трети трудоспособного населения страны. На количество приезжающих существенно не повлияли ни ужесточение российского миграционного законодательства, ни девальвация рубля. Какую роль в двусторонних отношениях играют узбекистанские мигранты?
Кризис в России и беспокойство узбекистанских властей
В конце 2014 года многие эксперты прогнозировали, что трудовые мигранты из Узбекистана массово покинут Россию из-за падения курса рубля. Тогда их заработки в долларовом выражении упали более чем в два раза.
По сообщениям из разных источников, в 2015 году в Узбекистан вернулись 300−350 тысяч граждан страны из категории трудовых мигрантов. Их приезд вызвал серьезное беспокойство узбекистанских властей. Власти посчитали, что возвращение на родину в массовом порядке граждан, которые не смогут найти работу, может спровоцировать серьезные социальные взрывы.
В этой связи правительство Узбекистана начало принимать срочные меры. В частности, в конце 2015 года Сенат (верхняя палата) Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана одобрил программу создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2016 год, которая предусматривала создание 993 тысяч рабочих мест, из которых, по заявлению официальных республиканских органов — 148 тысяч предназначались для трудовых мигрантов, которые планировали вернуться на родину.
При этом официально было указано, что безработица в стране сохранится на уровне 720 тысяч человек, что составляет чуть более 5% от трудоспособного населения, однако эти данные готовились с учетом того, что до трети трудоспособных граждан находилось за рубежом, и не отражали существующей действительности. В реальности, Узбекистан не мог обеспечить нормальной работой и половину своих трудоспособных граждан.
Мигранты приспособились к новым условиям
Однако века гнета со стороны властей выработали в узбекистанцах определенную гибкость. Там, где другие народы могли бы опустить руки, узбеки, идя на компромиссы и используя различные уловки, начинают искать в ситуации плюсы.
Вернувшись на родину, трудовые мигранты столкнулись с дефицитом рабочих мест. Те предложения, которые были в наличии, оплачивались более чем скромно. К тому же, власти, в целях недопущения беспорядков, которые могли возникнуть в связи с экономической и социальной напряженностью, ужесточили режим мониторинга за возвращающимися гражданами.
В частности, махаллинские комитеты (маххаля — орган местного самоуправления) сообщали о гражданах, вернувшихся из-за рубежа. А органы внутренних дел брали с них объяснительные на тему где, с кем и когда общался гражданин, находясь за границей. Кроме того, правоохранительные органы подозревали всех поголовно мигрантов в связях с нелегальными экстремистскими организациями, которые они могли приобрести, находясь в России.
Все это сформировало для мигрантов очень некомфортную среду, даже в сравнении с той, что они имели в России.
Изучив ситуацию на родине, мигранты осознали, что даже в условиях кризиса Россия может дать им возможность заработать для своих семей хотя бы на самое необходимое, родная же страна предоставить им такую возможность не в состоянии. Таким образом, опасения узбекских властей, что в стране могут возникнуть беспорядки на почве социально-экономического неблагополучия, не оправдались. Мигранты стали постепенно возвращаться в Россию.
Возвращение мигрантов в Россию
В начале апреля 2017 года правительства России и Узбекистана подписали соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Узбекистана для осуществления временной трудовой деятельности на территории РФ. В конце июня документ вступил в силу. Правительства двух стран подписали также соглашение о взаимном учреждении представительств компетентных органов в сфере миграции.
По мнению некоторых экспертов, количество трудовых мигрантов в Россию из Узбекистана по итогам в 2017 года существенно вырастет. Эксперты связывают это с установившимся балансом спроса и предложения, а также со вступлением в силу соглашения о трудовой миграции.
По оценочным данным, в настоящее время на заработках за пределами 32-миллионного Узбекистана находятся около трех миллионов человек, преобладающая часть которых трудится в России. По данным МВД РФ, в России проживают 1,7 миллиона граждан Узбекистана, а с начала 2017 года их прирост составил около 600 тысяч человек, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2016 года.
Этот рост в 2017 году будет также поддерживаться укрепившимся рублем и открывающимися легальными вакансиями на рынке труда.
По данным Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана, за месяц с начала действия соглашения около 600 граждан страны выехали в РФ в рамках организованного трудового набора. В числе наиболее востребованных специальностей, предложенных работодателями из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Барнаула, — токари-фрезеровщики, наладчики оборудования, строители, швеи и представители других профессий.
Мигранты — одна из основных экспортных статей Узбекистана
В связи с кризисом в России, за первое полугодие 2015 года объем отправленных домой узбекистанскими трудовыми мигрантами денежных средств снизился на 54,7%, до 1,149 миллиарда долларов.
До этого, по итогам 2014 года, переводы денег узбекистанцами снизились на 16% по сравнению с 2013 годом, до 5,58 миллиарда долларов. Тенденция снижения наблюдалась и в последующие годы.
Однако Узбекистан по-прежнему занимает первое место в СНГ по этому показателю. По оценке Всемирного банка (ВБ), объем денежных переводов в Узбекистан в 2016 году составил 11,7% ВВП страны и почти 45% экспортных годовых доходов страны.
Не стоит забывать, что значительная часть денег передается трудовыми мигрантами через своих знакомых и родственников. Таким образом, реальная сумма денежных переводов из России в Узбекистан можно быть значительно больше.
В настоящее время заработки мигрантов стабилизировались на уровне 450−500 долларов, тогда как в докризисные времена мигранты зарабатывали около 800−850 долларов в месяц.
С другой стороны, мигранты играют существенную роль в росте ВВП России, трудясь в сферах строительства, промышленности, бытовых услуг и др. Кроме того, миллионы узбекистанских мигрантов являются серьезными потребителями российского рынка товаров и услуг.
Мигранты — «мягкая сила» России в Узбекистане
Как отмечалось выше, миллионы трудовых мигрантов из Узбекистана находят заработки для своих семей в России. Туда в поисках лучшей доли отправляются, преимущественно, молодые люди из сельской местности, где практически отсутствует работа, а семьи традиционно многодетны. Сельчане в своем большинстве не знают русского языка, имеют смутное представление о России и никогда не выезжали за пределы Узбекистана.
По рассказам мигрантов, впервые оказавшихся в России, они испытывают культурный шок от свободы нравов, открывающихся возможностей, просто от непринужденного общения с окружающими, которого они лишены в атмосфере всеобщей подозрительности в Узбекистане.
Несмотря на свое нелегкое положение в России, усугубляющееся проявлениями ксенофобии со стороны местных жителей, мигранты тем не менее благодарны этой стране за возможность заработать, а также за яркие впечатления, которые они получают в российских городах.
Для общения с работодателями, а также с окружающими людьми, в том числе противоположного пола, мигранты учат русский язык. Затем они становятся его носителями и в Узбекистане. Мигранты смотрят российские телеканалы и читают российские издания, что также способствует изучению языка, российской культуры и образа жизни.
Возвратившись на родину, они сидят в кругу своих соотечественников в спортивных куртках с надписью Russia и с восторгом рассказывают о своих приключениях в России.
В крупных городах Узбекистана жители имеют довольно свободный доступ к информации о российской жизни, свободно владеют русским языком и хорошо знают русскую культуру. Однако в сельской местности знакомство с Россией происходит по рассказам трудовых мигрантов, а сами они невольно являются «мягкой силой», во многом способствующей укреплению связей между двумя странами.
REGNUM. 14.08.2017