Мир перемен. 2007. № 3.

Мир перемен. 2007. № 3- содержание резюме

СОДЕРЖАНИЕ

Слово к читателю

Россия: 2008 – 2015 гг.
Мир вокруг России
Консолидация постсоветского пространства
Внешнеэкономические приоритеты

Экономика
Ч. Исмаилов. Макроэкономические сдвиги в развитии Азербайджана
А. Расулев, С. Чепель. Интенсификация развития Узбекистана в современных условиях
В. Сиденко. Структурные сдвиги в экономических отношениях Украины с Российской Федерацией

Политика
В. Мусатов. О внешней политике президента В. Путина
К. Барыш. Три вопроса, которые Европа должна задать России

Становление гражданского общества
В. Дергачев. «Чтобы сойти с ума – надо его иметь», или тенденции постсоветской имитации реформации и просвещения
Б. Славин. В поисках идеологии и модели развития

Региональные сообщества
В. Паньков. Интеграция и дезинтеграция на постсоветском пространстве
Ю. Князев. Какая интеграция нужна России
О. Крейчи, К. Конечна, Й. Машталка. Чехия, Россия и Европейский союз

Будни глобализации
П. Молчанов. Факторы международной безопасности нефтяного рынка

Научная жизнь
В. Губарев. Формирование инновационного вектора развития экономики России
И. Орлик. Россия, США и Восточная Европа перед вызовами ХХI века
О. Вусатик. Социализм после социализма

РЕЗЮМЕ

В поисках эффективных рекомендаций, основывая практические выводы на научном знании, исключая идеологические пристрастия, коллектив известных ученых Российской академии наук впервые представил комплексную программу развития нашей страны. Сегодня мы знакомим читателя с выдержками этого труда.

Ч. Исмаилов. Макроэкономические сдвиги в развитии Азербайджана
Несмотря на сложность политико-экономической ситуации в Азербайджане, умелый выбор ориентиров экономического развития сыграл определяющую роль в достижении позитивных сдвигов. При этом немаловажное значение имело проведение сбалансированной политики по развитию межгосударственных отношений, в первую очередь, со странами, имеющими особые геополитические интересы в регионе, – Россией, США, Турцией и Ираном.

А. Расулев, С. Чепель. Макроэкономические тенденции развития Узбекистана в условиях интенсификации интеграционных процессов
В последние годы в большинстве стран с переходной экономикой существенно возросли темпы экономического развития. Этому способствовала благоприятная конъюнктура на мировых рынках энергоносителей и сырья, что составляет основу их экспорта. Кроме того, многие страны СНГ извлекают определенные выгоды от активного участия в интеграционных процессах. Как долго может продлиться всплеск экономической активности, и что нужно предпринять, чтобы эффективно противодействовать вызовам и угрозам, возникающим в ходе глобализации мировой экономики? Ответы на эти вопросы в определенной мере дает экономическое развитие Республики Узбекистан.

В. Сиденко. Структурные сдвиги в экономических отношениях Украины с Российской Федерацией
Экономические отношения Украины и Российской Федерации испытывают на себе воздействие сложного комплекса структурных сдвигов, обусловленных различиями, как в моделях экономического развития, так и в геоэкономическом и геополитическом позиционировании, а также процессами формирования самодостаточности национальных экономических комплексов. Эти процессы предопределили фактическую дезинтеграцию экономик Украины и России, о чем отчетливо свидетельствуют показатели, характеризующие изменения в их внешней торговле и других направлениях взаимных экономических связей.

В. Мусатов. О внешней политике президента В. Путина
Второй срок президентства В. Путин заканчивает на волне определенных успехов во внешней политике. Главные из них - преодоление Россией неуверенности в себе после развала СССР и рост ее влияния в мире. Это влияние способствует превращению страны в крупнейшую энергетическую державу и вызывает негативную реакцию Запада. Россия отнюдь не стремится к противостоянию с США, ЕС, НАТО, но будет твердо отстаивать национальные интересы, исходя из возможностей многовекторной стратегии, сориентированной как на Запад, так и на Восток. Отношения с государствами СНГ остаются приоритетными для нашей страны. Они должны строиться на основе более активной и прагматичной политики.

К. Барыш. Три вопроса, которые Европа должна задать России
После саммита России и ЕС в Самаре началась более прагматичная эра их отношений. Главной темой дискуссий стали вопросы энергетической зависимости ЕС от России. Между тем, как считает автор, Европе не менее важно сформировать новую долгосрочную стратегию по отношению к России. Что же мешает этому и каковы перспективы новой политики ЕС в области энергообеспечения.

В. Дергачев. «Чтобы сойти с ума – надо его иметь», или тенденции постсоветской имитации
Реформы в постсоветской Восточной Европе не только не были тщательно продуманы, но бездумно совершались плохо образованными, рвущимися к власти людьми. Называя себя демократами, они не понимали сути демократии. Лозунг «свобода личности» был ими воспринят как сигнал к карьерному росту и обогащению; так образовался «братский союз» демократии и криминала. Одним из наихудших последствий корыстного эгоизма новой правящей элиты стало торжество «нечестного образования» – купли-продажи учебных мест, нужных отметок, дипломов, ученых степеней и званий. В то же время наука стала обузой для власти, которой нужны не долгосрочные инновационные стратегии национального развития, а электоральные политтехнологи и поддержка крупного бизнеса. Между тем успешная социальная трансформация общества возможна только тогда, когда политическая элита осознает значимость производительной силы науки и будет в этом кровно заинтересована.

Б. Славин. В поисках идеологии и модели развития
Опыт истории показывает, что эффективность общественных преобразований всегда зависела от наличия или отсутствия определенной идеологии, выражающей интересы значительной части общества. Без нее не возможны ни осознанный социально-политический выбор граждан, ни общенациональная идентичность, ни перспективная и действенная стратегия общественного развития. Разумеется, речь идет не о тотальной государственной идеологии, навязываемой человеку сверху, а о добровольно принятой и разделяемой большинством граждан идеологии, в которой выражены их общие интересы, взгляды, ценности и традиции.

В. Паньков. Интеграция и дезинтеграция на постсоветском пространстве
После краха СССР отчетливо обнаружилось расхождение в уровнях экономического развития, темпах, формах и методах перехода от плановой к рыночной экономике бывших советских республик. На фоне их неодинаковой адаптации к новым для мирохозяйственным реалиям процессы интеграции и дезинтеграции на постсоветском пространстве с середины прошлого десятилетия закономерно приняли неравномерный характер, выразившись в формировании нескольких межгосударственных группировок, участники которых декларировали свои интеграционные намерения. В статье дается анализ состояния, тенденций и перспектив развития тех из них, в которых участвует Российская Федерация.

Ю. Князев. Какая интеграция нужна России
Концепция интеграции России с соседними странами должна исходить из нынешних международных реалий и накопленного опыта такого сотрудничества. Определяя партнеров по интеграции, необходимо учитывать, что наши западные соседи, за исключением Белоруссии, либо уже интегрировались в Европейский союз, либо вскоре окажутся там. Реальная экономическая интеграция России на многосторонней основе происходит сейчас в рамках Евро-Азиатского Экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ряде других региональных объединений. Особую роль может сыграть Россия в выдвижении новых интеграционных проектов, в том числе в объединении славянских народов.

О. Крейчи, К. Конечна, Й. Машталка. Чехия, Россия и Европейский союз
Расширение Евроcоюза создает немало проблем для вступающих в него стран, их соседей и самого Союза в целом. Новые государства – члены ЕС сталкиваются с невниманием, а то и пренебрежением к вопросам их социального и культурного развития. Россия и другие постсоветские республики воспринимаются в ЕС как ученики, которых следует воспитывать в либерально-демократическом духе. В политических кругах и СМИ европейских стран набирает силу синдром русофобии, который наблюдается и в Чехии. Россия изображается державой с неистребимыми имперскими амбициями, угрожающими суверенитету малых стран и народов. На этих настроениях складывается консенсус правых сил в ЕС. Левые же силы в Центральной Европе, включая Чехию, разочарованы уходом России из данного региона, отсутствием у нее заинтересованности в более тесных отношениях с входящими в него государствами.

Читайте также: