Свобода торговли становится главным товаром
Татьяна Едовина, Дмитрий Бутрин
Первым крупным шагом вступившего в должность президента США Дональда Трампа стало подписание меморандума о прекращении участия страны в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). В нынешней форме проект похоронен, стратегия нового президента США будет заключаться в двусторонних соглашениях о свободной торговле. Мексика, уже лишившаяся инвестиций американской GM в новый автозавод, в тот же день заявила о готовности договариваться. России, рассматривавшей ТТП как неизбежную реальность, возможно, придется менять свою торговую стратегию в Азии.
Дональд Трамп подписал меморандум о выходе США из ТТП — в Конгресс США соглашение, подписанное США в феврале 2016 года, направляться на ратификацию не будет. Документ, который завершит семилетние переговоры США по ТТП, подписан после встречи с главами «промышленного комитета» компаний США (Ford, Dow Chemical, Dell, Johnson & Johnson, Lockheed Martin, Arconic, US Steel, Tesla, Corning, International Paper). На ней обсуждался вопрос международных инвестиций компаний в свете планов господина Трампа стимулировать создание рабочих мест в США за счет ультрапротекционистской политики.
Администрация экс-президента США Барака Обамы рассчитывала на ратификацию ТТП до конца 2017 года. Однако ТТП и североамериканская зона беспошлинной торговли (NAFTA) были важнейшей темой предвыборной кампании Дональда Трампа. После инаугурации в прошлую пятницу президент США сообщил, что потребовал пересмотра условий NAFTA (объединяет США, Канаду и Мексику), чтобы «соглашение было более справедливым в отношении американских рабочих», обещаны и «ответные меры в отношении стран, нарушающих торговые соглашения» (предположительно о Китае и занижении курса юаня). Ранее новый министр торговли США, до этого инвестор в проблемные активы Уилбур Росс, заявил о необходимости возвращения в торговой политике страны к двусторонним соглашениям — в них позиции США на переговорах всегда сильнее с любыми отдельными торговыми партнерами, чем с их коллективами.
Главной претензией к ТТП Уилбур Росс назвал «ужасно низкие» требования к стране происхождения товара, это, в частности, открывает возможность реэкспорта в США автомобилей из КНР за счет сборки в одной из стран ТТП. Кроме этого господин Росс отмечал, что Мексика более удобна для экспорта, чем США, она имеет 44 соглашения о свободной торговле, поставки оттуда в Европу дешевле. Критика же господином Трампом автосборочных проектов Ford и GM в Мексике уже привела к тому, что Ford аннулировала инвестпланы в стране на $1,5 млрд. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето через час после новости о меморандуме по ТТП Дональда Трампа заявил о начале двусторонних переговоров с США.
В партнерстве формально остаются пять стран — основатели по договору 2005 года (Сингапур, Бруней, Новая Зеландия и Чили) и Япония, успевшая ратифицировать договор в ноябре 2016 года. Семь стран, включая Мексику, Канаду и Вьетнам, договор еще не ратифицировали. В новом формате от 4 февраля 2016 года он вступить в силу не может, поэтому в любом случае ТТП, объединяющего 40% мирового ВВП, не будет. Перспективы «дополняющего» глобального соглашения того же типа — Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) с ЕС — неясны. Дональд Трамп его почти не упоминал, в ЕС предполагают переговоры замороженными. Но накануне отставки главного переговорщика США по ТТП и ТТИП Майкла Фромана стороны опубликовали позитивный отчет о них. Канада находится в процессе ратификации дополняющего ТТИП торгового соглашения с ЕС. На месте США в соглашении—аналоге ТТП может быть или Китай, или ЕС, но это пока слишком новая идея.
Единственное пока соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС с Вьетнамом заключалось исходя из будущей роли Вьетнама в АСЕАН и ТТП как торгового хаба России для Азии. Таким же хабом в торговле с ЕС мог бы стать для РФ Израиль, но переговоры по ЗСТ с ним пока далеки от завершения. Россия вряд ли что-то будет пересматривать во внешнеторговой стратегии сейчас — ситуация обещает меняться и дальше. После одобрения налоговых инициатив Дональда Трампа республиканцы могут предложить президенту возобновить переговоры по ТТП, не исключают в Peterson Institute of International Economics. Ключевой вопрос — будущий характер отношений США и КНР.
В понедельник было объявлено о моратории администрации США на наем новых сотрудников во все госструктуры, кроме армии. На форумах университетских экономистов в США уже через 15 минут после сообщений об этом появились панические сообщения: «Ну все. Плакала моя работа в ФРС».
Коммерсант. 23.01.2017