Белорусы не считают родной язык значимым объединяющим фактором

Дмитрий Тараторин


Белорусская аналитическая мастерская представила исследование «Национальная идентичность жителей Беларуси». Социологи выявили достаточно неожиданные тенденции. Выяснилось, что для белорусов главное – это «место рождения, Родина» и «общий менталитет». А вот белорусский язык в перечне приоритетов оказался на 10-м месте. Эксперты считают, что в белорусском общественном сознании происходят заметные трансформации. В частности, изменилась формулировка «контракта» между народом и властью.

Исследование «Национальная идентичность жителей Беларуси» представила Белорусская аналитическая мастерская. Результаты демонстрируют показательные изменения в восприятии белорусами самих себя и в оценке того, что представляется им главными объединяющими факторами.

Самым интересным феноменом социологи считают то, что такое понятие, как «общий менталитет» за последние годы резко взлетело в этом рейтинге. В 2013 году, когда проводилось аналогичное исследование, «общий менталитет» занимал лишь 11-е место среди факторов, связывающих участников с людьми своей национальности, а в 2024 году он оказался на 2-м месте. На 1-м, как и прежде, «место рождения, Родина». При этом, что весьма показательно, язык занимает лишь 10-ю позицию. И это, конечно серьезный сигнал для оппозиции, которая акцентирует именно эту составляющую.

Руководитель Белорусской аналитической мастерской, базирующейся сейчас в Варшаве, профессор Андрей Вардомацкий на одном из оппозиционных ресурсов отметил, что дальнейший путь развития белорусской идентичности будет связан с тем, что она станет все больше подкрепляться конкретными примерами: судьбами выдающихся белорусов и историческими событиями.

Социолог считает, что белорусская идентичность будет иметь «ментально-фактологический, а не территориально-государственнический характер». Сравнивая этот вариант с польским, исследователь указывает, что для западных соседей характерна национальная идентичность «культурно-исторического» типа. Каждый поляк знает множество имен выдающихся представителей своей нации – как в культурной сфере, так и государственных деятелей. У белорусов пока ситуация сложнее. У них нет такого однозначного общепринятого пантеона.

Интересно, что данные социологов, связанных с оппозицией, вполне подтверждает нарратив, который формирует официальный Минск. Например, интернет-портал БелТА опубликовал довольно показательные рассуждения заместителя председателя Гродненской областной организации РОО «Белая Русь» Светланы Варяницы. Представительница этой пропрезидентской организации говорит о том, как она поняла высказывания президента Александра Лукашенко в связи с праздником Дня народного единства.

«Среди прочих тезисов президента, которые особенно отозвались в моем сердце, – это фраза «ключ к пониманию шифра жизни на нашей земле». Потому что мы можем владеть шифром, но если у нас нет к нему ключа, то это будет абсолютно бесполезным. Насколько я понимаю главу государства, в контексте его выступления речь шла о шифре жизни как определенном коде нации», – отметила Варяница, добавив, что шифр жизни белорусов – это их самосознание.

Активистка отметила: «Президент говорит о том, что у нас есть своя история, она у нас тысячелетняя. И мы имеем право расставлять акценты с позиции сегодняшнего дня». И попыталась сформулировать основы идентичности: «Мы действительно гостеприимное государство, мы очень трудолюбивая, ответственная, миролюбивая нация».

И добавила: «Не стесняться быть белорусами – это, наверное, и есть тот ключ к шифру нашей жизни. Мы и так воспитываем гордость за Беларусь на примерах наших спортсменов, наших достижений в космосе, науке, образовании. Мы говорим об авторитете наших силовых структур, почетном труде и учителя, и врача, и механизатора».

Эти высказывания абсолютно подтверждают, что как оппозиция, так и власть понимают, на чем строить национальную идентичность. Вот только государство, разумеется, имеет серьезное преимущество в вопросе отбора героев и событий, а также внедрения их вполне определенной трактовки. А именно последняя и будет влиять на менталитет белорусов.

Тем не менее показательно то, что в любой версии на первый план выходит самоосознание себя как людей миролюбивых, трудолюбивых, чуждых агрессивности.

Но это имеет и такие последствия, как готовность примириться с некими ухудшениями своего положения. Профессор Вардомацкий говорит о факторах, определяющих общественные настроения в Белоруссии так: «Работают три адаптационных механизма: психологический, маркетинговый и специфический, белорусский, – несбывшегося ожидания».

И поясняет: «Первый – стандартный. Человек привыкает ко всему. В каких-то ситуациях хлеб с маслом – это уже классно. Или просто чай теплый – такое счастье».

Маркетинговый механизм состоит в том, что люди начинают работать в двух-трех местах, чтобы обеспечить себе приемлемый уровень жизни.

А третий, специфический, состоит в том, что после февраля 2022 года и введения новых санкций большинство белорусов ожидало резкого ухудшения экономической ситуации. Но этого не произошло. И отсутствие явного негатива воспринимается как позитив.

На этом фоне социолог констатирует изменение социального контракта между властью и обществом. Вардомацкий говорит: «Предыдущая его формула выглядела примерно так: вы не лезете в политику в обмен на благосостояние, которое я гарантирую». Сейчас она переформулирована – в обмен на отсутствие политической жизни гарантируется невовлеченность Белоруссии в конфликт на территории Украины. То есть то самое миролюбие, которое уже входит в ментальный код, получает подтверждение со стороны власти.

Независимая газета. 23.09.2024

Читайте также: