ЕС удерживает Балканы от российского крена

Фемида Селимова

В Сараево 8 июля стартовал саммит Процесса сотрудничества государств Юго-Восточной Европы (SEECP), одним из важнейших вопросов которого, как следует из слов участников, стала стабильность на Балканах. Впрочем, стабильность в регионе волнует не только локальных игроков, но и европейские столицы, которые, очевидно, сейчас не против расширения Евросоюза за счет Северной Македонии и Албании. По крайней мере об этом можно судить по заявлениям руководства Германии и Польши.

SEECP, полноправными участниками которого являются 12 стран (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Черногория, Греция, Хорватия, Северная Македония (до 12 февраля 2019 года официально носила название Македония), Молдова, Румыния, Сербия, Словения и Турция), был сформирован в 1996 году с целью превращения Юго-Восточной Европы в регион стабильности, безопасности и сотрудничества в соответствии с европейскими интеграционными процессами. Не исключено, что эти процессы сейчас вновь приобретают свою актуальность для ЕС.

На прошлой неделе в польском городе Познани проходил очередной саммит стран Западных Балкан и ЕС (мероприятие проходило в рамках так называемого Берлинского процесса, инициированного в 2014 году канцлером ФРГ Ангелой Меркель). Помимо представителей стран Западных Балкан участие в нем приняли представители стран – членов ЕС. В саммите также участвовали верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини и еврокомиссары по расширению и вопросам транспорта Йоханнес Хан и Виолетта Балк.

В числе прочего участники встречи искали пути преодоления конфликтов в Западно-Балканском регионе, а также обсуждали его будущее в контексте расширения ЕС. Меркель поддержала перспективу вступления в ЕС двух западнобалканских стран, включая Албанию и Северную Македонию. Отметим, что помимо этих двух стран кандидатами на вступление в ЕС также выступают Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, а также частично признанная Республика Косово. Несмотря на сохраняющиеся политические трудности, достигнут значительный прогресс, констатировала Меркель.

На проходившем в июне в Брюсселе заседании Совета ЕС странам союза не удалось договориться о начале переговоров с Албанией и Северной Македонией. Было решено отложить рассмотрение данного вопроса до октября. Отвечая в Познани на вопрос журналистов о том, ожидать ли старта переговоров Брюсселя с Тираной и Скопье осенью, Меркель выразила оптимизм. Его ранее выражал и Хан, заявив, что «в октябре мы получим зеленый свет». При этом он призвал государства – члены ЕС не становиться жертвой «нерешительности и бездействия».

По мнению Меркель, предоставление балканским государствам возможности вступить в ЕС отвечает стратегическим интересам блока. Критики расширения, в числе которых Франция, Нидерланды и североевропейские страны, считают преждевременным начать диалог с Албании и Северной Македонии относительно европейских перспектив.

На недавнем саммите ЕС французский президент Эмманюэль Макрон заявил, что о каком-либо расширении не может быть и речи, пока не будут проведены «глубокие институциональные реформы ЕС». Меркель согласна с хозяином Елисейского дворца, когда речь заходит о реформах. В то же время она считает, что расширение ЕС не может им помешать. Оба процесса могут идти параллельно.

Сторонники же расширения опасаются, что если закрыть перед Северной Македонией и Албанией двери в ЕС, то это подтолкнет их к Китаю, России или Турции.

Западнобалканский вектор расширения ЕС был задан еще в июне 2003 года, после подписания в Салониках на саммите ЕС двух документов: «Салоникская повестка дня для Западных Балкан – движение к европейской интеграции» и «Декларация Салоникского саммита ЕС – Западные Балканы».

В феврале 2018 года Евросоюз принял новую стратегию ЕС в отношении Западных Балкан, которая официально называется «Достойная перспектива расширения и активизация взаимодействия ЕС с Западными Балканами». На фоне хаоса, вызванного брекзитом, роста правопопулистских настроений, развернувшейся борьбы за ключевые посты в институтах ЕС вряд ли приходится говорить, что сейчас подходящее время для расширения союза. Особенно с учетом того, что Париж и Берлин вновь оказались по разные стороны баррикад.

Автор проекта «Балканист.ру», главный редактор журнала «Вопросы истории» Петр Искендеров, комментируя «НГ» противоречия между Францией и Германией, отметил, что Меркель в последние несколько лет, выдвигая те или иные идеи, будь то укрепление и единство Евросоюза, решение проблемы нелегальных мигрантов, прием новых стран или интеграция Балканского региона, выступает с политических позиций. «Для Меркель Евросоюз важен с политической точки зрения как организация, которая демонстрирует позитивную динамику, в том числе в плане расширения, – пояснил эксперт. – Макрон прежде всего исходит из экономических соображений. Для него на первом месте не расширение ЕС, не укрепление его политического влияния, а прежде всего финансово-экономическая составляющая, финансово-экономическая независимость и состоятельность ЕС».

Поэтому Макрон исходит из такой простой формулы: лучше меньше, да лучше. Отсюда его идеи о реформировании еврозоны, о выделении в рамках ЕС ядра экономически состоятельных стран, и поэтому он подходит к этим проблемам, включая расширение ЕС на восток, интеграцию Балканских стран прежде всего с точки зрения экономики. Насколько это усилит экономически ЕС и не станут ли эти новые страны-кандидаты балластом, каким, например, совсем недавно была та же Греция? По словам Искендерова, канцлер, как политик, который через пару лет собирается покинуть свой пост, пытается довести до конца проекты, начатые еще лет 10 назад, при ее же правлении. Тем самым она желает оставить о себе хорошую память. Один из сторонников принятия в ЕС Северной Македонии и Албании, президент Польши Анджей Дуда, считает, что откладывание переговоров о присоединении этих двух стран ставит под угрозу развитие Балканского региона. «Нарушая свои обещания, Европейский союз ставит под сомнение доверие всего сообщества, о чем я глубоко сожалею», – обратился он к лидерам ЕС и Балкан в Познани. «Это будет использовано антизападными кругами и государствами, которые стремятся ослабить евро-атлантические устремления всего региона», – предупредил он.

Впрочем, Искендеров считает примитивным подход тех, кто говорит, что отказ ЕС в приеме Албании и Северной Македонии может вынудить их полностью повернуться в сторону России. «Ни под какое влияние Москвы они не попадут, с учетом того, что сейчас для России объективно Балканы не являются самым главным регионом в системе ее геополитических приоритетов», – отметил он. Скорее всего отсутствие европейской перспективы и отказ Брюсселя принять эти страны могут послужить катализатором роста националистических настроений и того, что Северная Македония и Албания будут искать себе партнеров не в Брюсселе и Москве, а где-то в других странах, полагает эксперт. В качестве примера он привел Турцию, активную в этом регионе. «Анкара пользуется в том числе внутренними разногласиями в ЕС, а потому себя позиционирует как игрока, которого ЕС фактически бойкотирует, и говорит: «ЕС в нас не заинтересован, и поэтому мы должны объединяться и проводить самостоятельную линию», – заключил Искендеров.

Независимая газета. 08.07.2019

Читайте также: