Лекарство от перегрева: зачем ЦБ решил пожертвовать экономическим ростом
Виталий Простаков
В пятницу, 13 сентября, совет директоров Банка России принял решение вновь повысить ключевую ставку. Таким образом, регулятор, стремясь победить инфляцию, продолжил линию на дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП). Это значит, что кредиты для населения и бизнеса станут дороже, зато ставки по вкладам – выше. Какие последствия это может иметь для экономики?
Совет директоров Банка России повысил ключевую ставку на 100 б. п., до 19%. «Текущее инфляционное давление остается высоким. Годовая инфляция по итогам 2024 года, вероятно, превысит июльский прогнозный диапазон 6,5–7,0%. Рост внутреннего спроса все еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг», – указано в пресс-релизе, размещенном на сайте ЦБ.
Регулятор считает, что сегодня необходимо дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, чтобы возобновить процесс дезинфляции, снизить инфляционные ожидания, обеспечив возвращение инфляции к цели в 2025 году. Подчеркивается, что возможно еще одно повышение ключевой ставки на ближайшем заседании (в соответствии с графиком оно запланировано на 25 октября).
ЦБ прогнозирует, что с учетом проводимой ДКП в 2025 году инфляцию удастся снизить до 4–4,5%, а затем удерживать ее на уровне приблизительно 4%. Ситуация не внушает оптимизма: в августе рост цен с поправкой на сезонность составил 7,6% в пересчете на год, а базовой инфляции – 7,7% в годовом выражении. Это ниже средних уровней II квартала 2024-го, но превышает средние значения за I квартал 2024-го.
«Годовая инфляция, по оценке на 9 сентября, составила 9,0% после 9,1% по итогам августа. Устойчивое инфляционное давление в целом остается высоким и пока не демонстрирует тенденцию к снижению. Инфляционные ожидания населения и бизнеса продолжают расти», – говорится в пресс-релизе.
В конце августа зампред Банка России Алексей Заботкин признал, что главным инструментом воздействия на инфляцию остается ключевая ставка, однако, как показывают последние месяцы, российская экономика стала менее чувствительной к ее изменениям. В этих условиях не исключена шоковая терапия – более резкое ужесточение ДКП.
Ориентируясь на такие заявления, многие независимые эксперты прогнозировали повышение ключевой ставки в сентябре сразу на 200 б. п., до 20% годовых. Решение совета директоров ЦБ оказалось несколько мягче того, к чему морально готовили рынок.
«Если ведущие банкиры и ЦБ говорят об остановке так называемого перегрева, а Росстат в конце августа зафиксировал отрицательную недельную инфляцию, то едва ли могут быть веские основания для повышения ключевой ставки. Тем более что условия текущей ДКП неприемлемы для большинства предприятий», – говорит исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Aнтон Свириденко.
Однако в реальности логика действий регулятора в настоящее время другая. Что называется, ожегшись на молоке, ЦБ на воду дует. Осторожность кажется оправданной: дефляция в конце лета и начале осени – обычное дело. Явление носит исключительно сезонный характер, поскольку в этот период аграрии выводят на рынок овощи и фрукты нового урожая. В целом же в экономике основные проблемы не решены, значит, в ближайшее месяцы линия ДКП принципиально не изменится, считает эксперт.
Член генсовета «Деловой России», руководитель подкомитета по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин напомнил, что, несмотря сезонное удешевление плодоовощной продукции, темпы роста цен на многие товары и услуги остаются выше прогноза Банка России. По его мнению, гораздо больший интерес для всех представляет вопрос не абсолютных показателей, а тренда в целом. «Очевидный факт, что перманентным увеличением ключевой ставки – с 7,5% в июле 2023 года до 19% в сентябре 2024-го – победить инфляцию пока не получилось. Между тем цена жесткой ДКП крайне высока: фактически в жертву приносят экономический рост», – подчеркнул эксперт.
Лазутин не исключает, что если ключевую ставку на октябрьском заседании сохранят на достигнутом уровне, а ЦБ несколько смягчит риторику, то для бизнеса это будет некий сигнал о готовности начать плавную смену курса. Впрочем, вероятность такого развития событий сегодня крайне мала, что в обозримом будущем может быть чревато сокращением предпринимательского сегмента, ухудшением качества товаров и услуг. При таком раскладе сложно избежать сокращения объемов производства. Ну а дефицит предложения угрожает новыми витками инфляции, считает Алексей Лазутин.
«Сохранение ключевой ставки на уровне 18% в сентябре лично мне представлялось наиболее реалистичным сценарием. Предпринятые регулятором ранее меры начали оказывать определенный эффект», – сказал управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев. По его мнению, население и без повышения ключевой ставки до 19% рано или поздно ощутило бы замедление роста цен на основные виды товаров и услуги. При ставке 19% годовых это, скорее всего, произойдет быстрее. Что касается дорогих покупок вроде автомобилей и квартир, то они еще длительное время будут доступны не всем.
Логично ожидать, что люди активнее понесут свободные деньги в банки. По данным ЦБ, средства населения в кредитных организациях уже превышают 50 трлн руб., напомнил эксперт. Доходность вкладов и сберегательных счетов с нынешних максимумов (19–20%) еще вырастет, тем самым способствуя ускорению роста накоплений капитала домохозяйств.
«Для бизнеса удержание ключевой ставки на текущем уровне полезно тем, что снизится существующее напряжение. Конечно, кредиты, IPO, выпуск облигаций и иные варианты привлечения инвестиций по-прежнему будут проводиться по повышенным ставкам, но компании смогут более взвешенно подходить к вопросам бюджетирования и планирования своих финансовых потоков», – уверен Целищев.
В свою очередь, финансовый аналитик Лазарь Бадалов подчеркивает, что Банк России не стал занимать выжидательную позицию и повысил ставку. Сделано это в условиях противоречивых данных и разнонаправленных ожиданий рынка. С одной стороны, есть признаки замедления инфляционных импульсов и экономической активности, с другой – ЦБ продолжает настаивать на перегреве в российской экономике, высокой потребительской активности населения за счет роста доходов.
«Мнения участников рынка – за и против повышения ставки – сегодня разделились почти поровну. При этом Банк России сохраняет жесткую риторику, намекая на возможность дальнейшего ужесточения ДКП и отмечая, что инфляционное давление остается высоким, а рост внутреннего спроса все еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг», – резюмировал Бадалов.
Профиль. 13.09.2024