На пути Черногории в ЕС встала резолюция
Хорватия пригрозила заблокировать вступление Черногории в Евросоюз. Это произошло спустя два дня после того, как черногорцы получили позитивную оценку Брюсселя, позволяющую им уже в 2028 году стать членами ЕС. Хорватская угроза прозвучала вслед за принятием черногорским парламентом резолюции о геноциде в Ясеноваце — концлагере, устроенном в годы Второй мировой войны усташами (членами хорватского националистического фашистского движения). В Загребе сочли, что резолюция служит «политизации жертв», а принята под давлением президента Сербии Александра Вучича в качестве компенсации за недавнее одобрение Генассамблеей ООН резолюции о геноциде в Сребренице. С учетом того, что Хорватия играет роль неформального куратора региона от ЕС и НАТО, реализация ее угрозы может стать вполне реальной. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Резолюцию о геноциде в Ясеноваце черногорский парламент принял после бурного обсуждения поздно вечером в пятницу минимальным большинством: за проголосовал 41 депутат из 81. Помимо просербских партий документ поддержали представители правящего движения «Европа сейчас» премьера Милойко Спаича. Оппозиция, выступившая резко против принятия резолюции, в голосовании не участвовала, покинув парламент.
Остроту ситуации вокруг документа, инициатором которого стал спикер черногорского парламента, лидер партии «Новая сербская демократия» Андрия Мандич, добавила жесткая позиция соседней Хорватии.
В Загребе заранее предупредили, что принятие резолюции расценивают как антихорватский жест, ведущий к ухудшению двусторонних отношений.
Там дали понять, что преступления усташей в годы Второй мировой войны, в том числе в Ясеноваце, Хорватия давно и однозначно осудила, а черногорская резолюция служит лишь «политизации жертв».
Еще в минувшую среду Милойко Спаич уверял, что резолюция о геноциде в Ясеноваце не будет в пятницу вынесена на голосование. Его заверение прозвучало в день проведения в Брюсселе Межправительственной конференции ЕС и Черногории, на которой Евросоюзу предстояло представить доклад с оценкой выполнения Подгорицей предварительных условий евроинтеграции (IBAR). Оценка Брюсселя оказалась положительной, что не только превращало Черногорию в главного кандидата на вступление в ЕС, но и делало реальной перспективу ее членства уже в 2028 году.
Однако данное в Брюсселе обещание черногорский премьер не сдержал. В последний момент в название резолюции, правда, добавили два гитлеровских концлагеря — Дахау и Маутхаузен, но содержание документа осталось прежним — теперь 22 апреля, когда в 1945 году был освобожден концлагерь в Ясеноваце, в Черногории будет отмечаться как День памяти.
Черногорская оппозиция обвинила правящую партию в «политической торговле» с просербским «Демократическим фронтом» и использовании памяти жертв фашистов для сохранения собственной власти. Лидеры «Демфронта» грозили отправить правительство Милойко Спаича в отставку, если до 1 июля резолюция не будет принята. Даже президент Черногории Яков Милатович, который в прошлом году победил на выборах как кандидат движения «Европа сейчас», но потом вышел из него, назвал правящую партию «политической марионеткой».
Впрочем, куда более серьезные последствия для Черногории может иметь жесткая реакция Хорватии. «Этот шаг нельзя считать добрососедским по отношению к Хорватии, он не соответствует декларируемой цели членства Черногории в ЕС»,— заявили в хорватском МИДе сразу после принятия резолюции. На следующий день премьер Хорватии Андрей Пленкович предупредил: «Загреб примет меры, которые считает нужными». А его предшественница Ядранка Косор уточнила: «Хорватия как член ЕС помогает соседям на их европейском пути, но наступает пора, когда некоторых из них придется заблокировать».
Источники “Ъ”, близкие к хорватскому правительству, высказываются еще более откровенно. «Это очень немудрый шаг со стороны Черногории. Ясно, что речь идет о выполнении распоряжения президента Сербии Александра Вучича и о компенсации за недавнее принятие в ООН резолюции о геноциде в Сребренице, против которой Белград резко выступал,— говорит один из собеседников.— Вучич хотел бы ухудшить черногорско-хорватские отношения и не допустить, чтобы Черногория вступила в ЕС до Сербии».
Источники “Ъ” напоминают, что несколько лет назад сам Александр Вучич не позволил принять в сербском парламенте аналогичную резолюцию, объяснив это тем, что она затормозит европейскую интеграцию Сербии.
Так или иначе, но с учетом того, что Хорватия играет роль своего рода балканского куратора от ЕС и НАТО, реализацию ее угроз в отношении Черногории и собеседники “Ъ”, и региональные эксперты считают вполне реальной.
Коммерсантъ. 30.06.2024