Новые главы НАТО и ЕС продолжат давление на Россию
Геннадий Петров
Определены те, кто в течение следующих нескольких лет будут руководить двумя главными организациями стран Запада – НАТО и Евросоюзом. Официальное решение на этот счет будет принято в ближайшие дни. Но договоренность о том, кто станет генеральным секретарем НАТО, председателем Еврокомиссии и Евросовета, а также главой европейской дипломатии, уже есть. Если все, что сообщается на этот счет чиновниками и прессой, верно, новые назначения не оставляют сомнений: Запад не нацелен на уступки РФ.
Процедура кадровых решений в обеих структурах четко прописана. Преемника генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу, планирующему 1 октября покинуть свой пост, должны выбрать на саммите альянса. Он будет в Вашингтоне 9–11 июля. А высших руководителей ЕС назовут на саммите в Брюсселе 27–28 июня и потом утвердит Европарламент. Но на практике часто главы государств договариваются обо всем досрочно. Так, по-видимому, произошло и на этот раз.
В среду, 26 июня, пресс-служба НАТО объявила о принятом странами – членами альянса решении: следующим генсеком станет бывший премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Это вполне ожидаемо. Победа Рютте стала делом решенным, когда он смог договориться с венгерским премьером Виктором Орбаном (см. «НГ» от 18.06.24) – по существу, единственным лидером страны альянса, последовательно выступавшим против этой кандидатуры. Главный «смутьян» Евросоюза и НАТО опять использовал свое вето для торга. Орбан выбил важную для своей страны уступку: обещание не направлять ни при каких обстоятельствах венгерских солдат в Украину. После венгерского согласия с кандидатурой Рютте добро на нее дали ориентирующаяся на мнение Будапешта Словакия, а также Румыния. Румынский президент Клаус Йоханнис решил было попытать счастья в борьбе за пост генсека. Как-никак в НАТО давно собирались назначить своим главой восточноевропейца. Но, оставшись без венгерской и словацкой поддержки, 20 июня Йоханнис снял свою кандидатуру.
Избрание Рютте означает, что в НАТО сделали ставку на опытного переговорщика. Именно благодаря этому качеству он поставил рекорд в истории своей страны. Рютте руководил правительством Нидерландов с 2010 по фактически 2024 год. В условиях противостояния с РФ, когда НАТО приходится меняться и принимать весьма непопулярные среди жителей стран Запада решения (например, повышать оборонные расходы), талант переговорщика для генсека дорогого стоит. Поддержка именно этой кандидатуры означает также, что в НАТО готовятся к возможной смене президента США. Рютте относится к числу немногих европейских лидеров, у которого сложились хорошие отношения с Дональдом Трампом. А проблемы для НАТО в случае возвращения этого политика в Белый дом прогнозируются многими. Заявления, которые делает Трамп по ряду вопросов, в том числе по украино-российскому конфликту, дают простор для различных трактовок.
Для России же ставка на Рютте означает только одно: в НАТО не собираются идти на сформулированные Владимиром Путиным условия окончания российско-украинского конфликта. Политик, в бытность которого премьером в июле 2014 года был сбит малайзийский Boeing над Донбассом с нидерландцами на борту, является не лучшей фигурой для компромисса. И заявления Рютте не оставляют сомнений в том, что он нацелен на договоренности с западными лидерами, но не с Путиным.
Более сложная ситуация складывается с определением руководства ЕС. Кандидатуры на три главные должности в системе власти Объединенной Европы должны быть названы с учетом мнения Европарламента. Выборы туда прошли, напомним, с 6 по 9 июня и привели к значительному усилению тех, кого называют правопопулистами. В Европарламенте они объединены в две фракции: «Идентичность и демократия» и «Европейские консерваторы и реформисты». Альянса между ними, вопреки опасениям и надеждам многих в ЕС, не получилось. Поэтому важнейшие решения, как всегда, становятся результатом договоренностей трех традиционно самых влиятельных сил Европарламента – правоцентристской Европейской народной партии, социал-демократов и либералов из фракции «Обновляя Европу». Между ними было заключено соглашение о разделе должностей в зависимости от полученных на выборах голосов.
Победитель выборов, Европейская народная партия, получит пост председателя Еврокомиссии. На нем останется ее нынешний глава Урсула фон дер Ляйен, чья позиция в отношение РФ давно определена и хорошо известна. Она – бескомпромиссный сторонник поддержки Украины. Социалисты, занявшие второе место на выборах, получат пост главы Евросовета. Его должен занять экс-премьер Португалии Антониу Кошта. Он сравнительно малоизвестен на общеевропейском уровне, но, похоже, его кандидатура всех в руководстве ЕС устраивает. Ее поддерживает и нынешний глава Евросовета Шарль Мишель, который рассматривает Кошту в качестве продолжателя своего курса. Некоторым сюрпризом оказалось то, что на пост главы европейской дипломатии предложена премьер Эстонии Кая Каллас. С одной стороны, она известна наиболее резкими антироссийскими и проукраинскими заявлениями – соответственно на роль «дипломата войны» вроде бы подходит. Вместе с тем на нее есть существенный «компромат»: ее мужа уличили в наличии бизнес-интересов в России. Конечно, такого рода «пятна» в биографии есть у многих европейских чиновников. Например, Столтенберга в свое время пыталось вербовать КГБ, о чем он честно сообщил разведке своей страны. И все же было не очевидно, что эту должность предложат Каллас. В любом случае более чем сомнительно, что она будет сторонницей компромисса с РФ: не поймут ни во фракции, ни в Эстонии.
Есть вероятность, что вся эта тройка – не окончательный вариант. Премьер-министр Италии Джорджия Мелони, чья партия «Братья Италии» задает тон в рядах «Европейских консерваторов и демократов», уже пообещала проблемы при утверждении данных кандидатур. Как она выразилась, «ни один истинно верящий в демократию не может смириться, что посты начали распределять еще до голосования» на саммите ЕС. Расчет Мелони прост: она надеется, что «Европейским консерваторам и демократам» удастся переманить в свои ряды достаточное количество евродепутатов, чтобы создать третью по численности фракцию. Тогда, по крайней мере, пост, уготованный Каллас, отойдет ее ставленнику. Поэтому в интересах Мелони голосование на саммите провалить. Правда, для этого одного ее желания недостаточно. Насколько известно, необходимое количество союзников среди других лидеров ЕС она пока не собрала.
Независимая газета. 26.06.2024