Узбекистан приближается к ВТО

Виктория Панфилова


Переговоры по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО) близятся к завершению. Ташкент рассчитывает получить статус полноправного члена к 2026 году. Об этом сообщил заместитель премьер-министра Жамшид Ходжаев по итогам очередного раунда переговоров, который состоялся в Женеве. Присоединение Узбекистана к организации откроет новые горизонты для узбекской экономики, предоставляя доступ к глобальному рынку из 164 стран-участниц. Доктор экономических наук, профессор Наби Зиядуллаев подчеркивает, что членство в ВТО сулит Узбекистану больше преимуществ, чем рисков.

Вице-премьер Узбекистана Жамшид Ходжаев, подчеркивая значимость вступления страны в ВТО, призвал делегатов рабочей группы «инвестировать и поддерживать» этот процесс, поскольку их сотрудничество, опыт и помощь играют решающую роль в успешном завершении переговоров.

Председатель рабочей группы посол Южной Кореи Юн Сон Док, в свою очередь, отметил ускорение темпов переговоров. «Сегодня мы встречаемся всего через шесть месяцев после нашей седьмой встречи. Сокращение интервала между заседаниями рабочей группы является четким показателем того, что наша работа продвигается более быстрыми темпами. Я верю, что это результат институциональных изменений, проведенных в прошлом году с целью усиления управления и координации процесса вступления», – отметил он.

Вступление в ВТО является ключевым пунктом стратегии развития нового Узбекистана на 2022–2026 годы. Членство в организации позволит расширить возможности для экспорта готовой продукции и повысить привлекательность узбекской экономики для иностранных инвесторов.

Напомним, что в 2019 году Узбекистан возобновил прерванный в 2000 году переговорный процесс вступления в ВТО и с тех пор сделал существенные шаги в этом направлении. В марте 2020 года Ташкент и Вашингтон обсудили отмену действия поправки 1974 года Джексона–Вэника к Закону о торговле США, «которая противоречит фундаментальным правилам ВТО по обеспечению режима наибольшего благоприятствования в торговле». Пока в отношении Узбекистана применяется временное освобождение (waiver) от действия поправки.

«Уверенный прогресс в переговорах свидетельствует о том, что страна готова к новому этапу своего экономического развития, интегрируясь в глобальную торговую систему», – сказал «НГ» доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент АН Узбекистана, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН (Москва) Наби Зиядуллаев. При этом он считает, что переговорный процесс несколько затягивается и ему необходимо придать ускорение, поскольку преимуществ от вступления в ВТО гораздо больше, нежели от членства Узбекистана в Евразийском экономическом союзе, в котором республика имеет статус наблюдателя.

«Вступление в ВТО – это не просто решение сегодняшнего дня, а стратегический шаг, который определяет будущее страны. Необходимо задуматься о том, каким образом следующие поколения будут жить и развиваться. Членство в ВТО и либерализация внешней торговли могут привести к краткосрочным и среднесрочным потерям, связанным с ускоренной структурной перестройкой экономики. Поэтому необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», проанализировав влияние членства на сельское хозяйство, промышленность, сферу услуг, малый и частный бизнес. Необходимо также оценить риски увеличения импорта и усиления контроля над ключевыми отраслями экономики», – отметил Зиядуллаев. При этом уточнив, что издержки для страны могут быть, но сейчас они не так существенны, как это было несколько лет назад, когда Ташкент принял решение приостановить переговоры по вступлению в ВТО.

Сегодня, по словам эксперта, республика выйдет из этого положения. Поэтому в долгосрочной перспективе выгоды от вступления в ВТО превысят эти потери, обеспечив более высокие темпы экономического роста, улучшение структуры экономики и повышение благосостояния населения. Членство в ВТО также может привлечь инвестиции, снизить тарифы, увеличить число инвесторов, создать новые рабочие места и помочь избежать конфликтов при экспорте.

Правда, отмечает экономист, следует помнить, что главный инструмент работы ВТО – арбитраж торговых споров – ныне практически невозможно использовать из-за негласных попыток США уменьшить влияние организации, что, в свою очередь, создаст препятствия республике для расширения круга торговых партнеров.

«Анализируя внешнеторговые связи Узбекистана, можно заметить тесную интеграцию со странами СНГ, особенно с Россией. На страны СНГ приходится около трети внешнеторгового оборота Узбекистана. В то же время наблюдается тенденция к расширению торговых отношений с другими странами и международными финансовыми организациями. Сегодня Узбекистан ведет торговую деятельность почти с 200 странами мира», – подчеркнул Наби Зиядуллаев.

Президент Шавкат Мирзиёев на одном из недавних совещаний, где обсуждался переговорный процесс с ВТО, отметил экономическую значимость вступления Узбекистана в ВТО: «В ближайшие три года мы планируем удвоить экспорт готовой продукции. Единственный способ добиться этого – стать членом Всемирной торговой организации. Это позволит наладить систему справедливой торговли со 164 странами и обрести стабильные рынки».

Президент поставил задачу синхронизировать законодательство Узбекистана с нормами ВТО, чтобы привести процедуры и стандарты в соответствие с международными требованиями. Для достижения этой цели планируется привлечь зарубежных экспертов, создать рабочие группы и обеспечить координацию действий всех министерств и посольств.

Россия ранее обещала поддержать республику на переговорах по вступлению в организацию и оказать всестороннюю экспертную поддержку в этом процессе. Хотя для Москвы было бы гораздо выгоднее, если бы Узбекистан стал полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где у республики статус наблюдателя. Но этот вопрос пока на повестке дня не стоит. Тем более что США пригрозили Узбекистану трудностями на пути вступления в ВТО, если будет принято решение об интеграции с ЕАЭС.

Независимая газета. 03.06.2024

Читайте также: