Вступление Молдовы в ЕС маловероятно без урегулирования территориального конфликта – политолог

Власти Молдовы считают безальтернативным курс на вступление в Евросоюз. При этом их не смущает наличие значительной части граждан, которые выступают против евроинтеграции – в частности, в Приднестровье. Более того, звучат дискуссии о возможности интеграции Молдовы в ЕС без приднестровской территории. Одновременно в Кишиневе предпринимают действия, создающие предпосылки для силового решения конфликта. Однако перспективы евроинтеграции Молдовы на сегодняшний день остаются весьма туманными. Под вопросом и потенциальная выгода от такого шага – так, премьер-министр Венгрии обвинил Брюссель в некомпетентности и провале всех ключевых проектов. Как видят в Венгрии текущее состояние ЕС и шансы Молдовы на присоединение, в интервью «Евразия.Эксперт» раскрыл политолог, внешнеполитический обозреватель еженедельника Mandiner (Венгрия) Матьяш Кохан.

– Господин Кохан, каковы перспективы расширения Евросоюза за счет Украины и Молдовы, учитывая текущие внутренние проблемы ЕС и возможные препятствия со стороны Венгрии?

– Перспективы полноценного членства Украины и Молдовы в Евросоюзе в обозримом будущем остаются неопределенными. Решение ЕС начать переговоры о вступлении этих стран, принятое в декабре прошлого года, было воспринято многими как пустой политический жест. Сторонники этого решения аргументировали его необходимостью поддержать боевой дух Украины и администрацию Владимира Зеленского в условиях неудач на фронте. Однако все европейские лидеры осознавали символическую натуру этого жеста.

Виктор Орбан предпочел бы избежать такого решения, но не смог предотвратить его в одиночку. Реальное членство Украины и Молдовы в ЕС маловероятно без решения проблем территориальной целостности обеих стран.

Основной преградой на пути переговоров является не столько Венгрия, сколько сопротивление других государств-членов ЕС с общими границами с Украиной. Они опасаются открытия европейского рынка для украинской агропромышленности и логистики. Кроме того, в случае вступления Украины и Молдовы, текущие бенефициары финансовой поддержки от ЕС могут потерять ее. Новые члены могут изменить средний уровень экономического развития в ЕС, что приведет к перераспределению средств европейских фондов развития.

Вместе с тем, возможна ограниченная экономическая и политическая интеграция Украины и Молдовы даже до официального вступления в ЕС. Одной из рамок такой интеграции может стать Европейское политическое сообщество, созданное по инициативе президента Франции Эммануэля Макрона.

– Премьер Венгрии Виктор Орбан обвинил руководство Евросоюза в политическом шантаже и заявил, что оно должно уйти в отставку, так как провалило все ключевые проекты. Что Вы думаете о его заявлениях?

– Виктор Орбан не только призвал руководство Евросоюза уйти в отставку, но и обещал демократическим путем «взять Брюссель». Этот политический слоган на самом деле означает желание увеличить число мандатов правых фракций в Европарламенте на выборах в начале июня. Речь идет о фракциях «Европейские консерваторы и реформисты» и «Идентичность и демократия».

Такой поворот событий позволит принудить Европейскую народную партию, которая имеет крупнейшую фракцию в Европарламенте, вернуться к правым позициям по нескольким ключевым вопросам европейской политики. Укрепление правых сил в Европарламенте также заставило бы следующую Еврокомиссию быть более открытой к идеям укрепления суверенитета.

– Какие ключевые проекты, по мнению Орбана, провалились в рамках деятельности Евросоюза, и как это отражается на общем положении внутри ЕС?

– По мнению Виктора Орбана, политика Евросоюза провалилась в трех ключевых областях: не удалось ограничить миграцию, урегулировать конфликт на Украине и сохранить конкурентоспособность экономики. В части миграции не получилось устранить коренную причину проблемы. То есть, добиться того, чтобы мигранты не оказывались на территории ЕС до завершения процедуры предоставления убежища. Это чрезвычайно важно, так как опыт показал, что депортация соискателей, не получивших убежища, неэффективна.

В результате на территории ЕС нелегально находятся миллионы людей, что представляет собой риск как в социальном плане, так и в сфере безопасности. Недавно принятый «европейский пакт по миграции» не только не решает эту проблему, но и исключает возможность ее решения государствами-членами в рамках их юрисдикции. Предусмотренный обязательный «механизм солидарности» заставляет членов ЕС либо принимать мигрантов по квоте, либо платить другим членам за их уход.

– Власти Молдовы рассчитывают на получение финансовой поддержки от Евросоюза в случае вступления. Однако даже член ЕС Венгрия испытывает затруднения с получением финансирования от Брюсселя. Как Вы оцениваете использование Евросоюзом «механизма обусловленности верховенства права» в отношении Венгрии и связанные с этим обвинения в политическом шантаже?

– «Брексит», смена власти в Германии в 2021 г. и вытеснение венгерской правящей партии из Европейской народной партии создали в Евросоюзе новый политический климат. В нем у противников венгерской миграционной, гендерной или внешней политики есть возможность действовать против Венгрии без традиционного противодействия Великобритании и Германии эпохи Меркель. Учитывая ее небольшой политический и экономический вес, Венгрия может защищаться лишь в ограниченной степени.

В ходе применения «механизма обусловленности верховенства права» само верховенство права имеет маргинальное значение. Это инструмент тех, кто во многих других областях европейской политики не согласен с Венгрией. С его помощью они способны путем финансового шантажа вынуждать Венгрию идти на уступки в этих областях.

Хотя Венгрия считает механизм нелегитимным, она старается добросовестно решать проблемы, сформулированные Еврокомиссией, в области верховенства права, так как конкурентоспособность самой Венгрии в большой степени зависит от заблокированных через механизм средств. Еврокомиссия, очевидно находится под давлением нескольких членов ЕС и Европарламента. И в таком политическом положении она заинтересована не в решениях, а в продлении применения механизма.

– В чем состоит основное разногласие между Венгрией и руководством ЕС касательно миграционной и антигендерной политики, и как это влияет на отношения между Будапештом и Брюсселем?

– Основное разногласие между Венгрией и ЕС в этих областях касается подходов к миграции и гендерной политике. Венгрия стремится предотвратить достижение территории Евросоюза мигрантами без легальных оснований для въезда. Также, в Венгрии запрещено распространение гендерной пропаганды в школах.

Венгерское правительство, учитывая различия в подходах между собой и другими странами-членами ЕС, предложило принцип взаимной толерантности: Венгрия не стремится менять политику других стран по этим вопросам, но требует уважения к своему суверенному праву вести независимую миграционную и антигендерную политику. Однако это предложение было категорически отклонено.

С помощью механизма обусловленности ЕС пытается принудить Венгрию к изменению политики по этим вопросам, но пока безуспешно. Политика венгерских правящих партий в этих направлениях остается очень популярной. Внешнеполитические компромиссы позволили Будапешту в конце прошлого года добиться разблокирования финансовых средств в размере €10,2 млрд.

Евразия.Эксперт. 25.04.2024

Читайте также: