Украина получила экстерриториальную экономику

Ольга Соловьева, Михаил Сергеев


За год конфликта с Россией украинская экономика парадоксальным образом повысила свою устойчивость – по крайней мере в среднесрочной перспективе. Военно-промышленное производство фактически вынесено с территории Украины на Запад. Внешние поставки энергоносителей обеспечивают избыток топлива на внутреннем рынке. А мощности собственных атомных электростанций с избытком покрывают спрос населения, сельского хозяйства, транспорта и ЖКХ. Финансовая система Украины также остается устойчивой благодаря внешним кредитам и помощи Международного валютного фонда, с которым Киев заканчивает сегодня переговоры о новых условиях финансирования. Транспортная, газовая, энергетическая инфраструктура сохраняет свою работоспособность. При этом страна остается еще и крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции.

«США построили коалицию наций от Атлантического до Тихого океана, чтобы помочь защитить Украину через беспрецедентную военную, экономическую и гуманитарную помощь. И эта поддержка сохранится», – заявил в понедельник президент США Джозеф Байден во время неожиданного визита в Киев. Во время встречи с Зеленским Байден объявил о дополнительной военной помощи. Новый пакет военных поставок будет включать артиллерийские снаряды, гаубицы и переносные противотанковые комплексы Javelin. Накануне страны ЕС также начали сбор 4 млрд долл. на целевую закупку артиллерийских снарядов для Украины (см. «НГ» от 19.02.23). Таким образом, основное производство военной техники и боеприпасов сегодня фактически вынесено за территорию Украины и является теперь неуязвимым. Кроме того, за счет переноса военного производства на Запад украинская энергетика получила значительные избыточные мощности.

Извне Украина получает и все необходимые объемы финансовой и энергетической помощи. Благодаря такой поддержке в Украине, в частности, образовался даже избыток бензина и дизельного топлива.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, подчеркивала, что Брюссель не может ждать «месяцами и годами», чтобы пополнить свои запасы и отправить в Украину боеприпасы. «Россия производит (оружие) в три смены. Почему европейская оборонная промышленность не делает то же самое?» – приводит Bloomberg размышления премьер-министра Эстонии Кайи Калласс.

Помимо поставок военной техники и снарядов Украина пользуется стабильной финансовой поддержкой. Глава МВФ Кристалина Георгиева заявляет, что до утверждения полноценной программы поддержки Украины осталось всего несколько недель. Она также сослалась на ООН, где считают, что Украина в целом соответствует требованиям в отношении фискальной политики, управления, борьбы с коррупцией и стабильности финансового сектора. «У нас есть страна, где работают институты. Где выплачиваются пенсии. Где работают социальные службы. Где правительство остро заинтересовано в продолжении реформ, даже когда падают бомбы», – приводит слова Георгиевой канал CNBC.

По оценкам МВФ, в этом году Украине может потребоваться финансовая поддержка в размере свыше 40 млрд долл., даже несмотря на то что экономика Украины, по прогнозам, вернется к росту после сокращения на 30% в 2022 году. «Украина действительно нуждается в МВФ в это очень критическое время. Почему? Потому что финансовые потребности значительны: мы оцениваем их где-то между 40–48 млрд долл. на этот год», – отметила глава фонда.

Эксперты соглашаются, что Украина за последний год существенно перестроила всю экономику, что сделало ее даже более устойчивой. К примеру, в украинской консалтинговой компании А-95 считают, что Украина за год фактически перестроила свою нефтяную отрасль. «Произошли революционные изменения в цепочке поставок украинского топлива», – заявил порталу Drive директор компании А-95 Сергей Куюн. По его словам, страна разработала метод мобильного хранения. «Система логистики радикально изменилась, – сказал он. – Ранее мы поставляли топливо по железной дороге и по морю, сейчас 40% наших поставок приходится на автомобильный транспорт. Это тысячи бензовозов, которые с точки зрения безопасности невозможно поймать. Можно бомбить нефтебазу, нефтеперерабатывающий завод, целиться в железнодорожную станцию. Но что делать с этими тысячами бензовозов? Это революционная вещь».

Старший аналитик компании А-95 Артем Куюн также добавил, что в течение 2022 года украинские нефтеторговые компании закупили около 600 новых и более 2000 подержанных автоцистерн в ЕС и Турции, что позволило выстроить в Украине новую сеть топливной логистики и хранения. В компании подчеркивают: Украина в настоящий момент не испытывает проблем с топливом, так как получила «массовые поставки американского дизельного топлива». Кроме мобильного хранения, часть топливных запасов фактически вынесена за пределы Украины. По словам Сергея Куюна, большая часть топлива по-прежнему транспортируется в Украину через Польшу, Румынию и Болгарию. При этом в прошлом году украинская компания «приобрела довольно большой терминал в Польше, и масштабы поставок через терминал продолжают расти», – сказал Куюн.

В компании «Укрэнерго» утверждают, что в энергосистеме страны нет дефицита мощностей, а имеющейся мощности «достаточно, чтобы покрыть потребности населения». В компании отсутствие дефицита объясняют тем, что после ремонтов в работу включены дополнительные энергоблоки на нескольких тепловых электростанциях, выросло производство электроэнергии в энергосистеме, которое в полной мере покрывает потребление.

Избыток генерирующих мощностей связан в первую очередь с невостребованностью электроэнергии промышленным сектором. До начала конфликта одни только атомные станции производили ежегодно около 86 млрд кВт·ч энергии. Это много больше, чем потребляло все довоенное население, коммунальное хозяйство, транспорт, сельское хозяйство и пищепром. (В 2021 году население Украины потребило 38,6 млрд кВт·ч, коммунально-бытовые потребители – 15,2 млрд кВт·ч, пищевая и перерабатывающая – 4,4 млрд кВт·ч. Сельхозпредприятия потребили 3,6 млрд кВт·ч (-2,8%), транспортные предприятия – 6 млрд кВт·ч).

Временные отключения электроэнергии имеют место. Но это скорее связано с проблемами распределения, а не генерации. В связи с нарушениями сетей возможно и возникновение локальных дефицитов. Однако поставки многих тысяч генераторов и избыток жидкого топлива в стране работают на повышение устойчивости всей энергосистемы. В середине января гендиректор энергокомпании Yasno Сергей Коваленко сообщал об огромном дефиците электрогенерации в Украине. Он, в частности, тогда сообщал, что ситуация настолько серьезная, что оператор «Укрэнерго» «значительно ограничил потребление по всей Украине и в Киеве в частности». Коваленко сообщал, что экстренные отключения проводятся, чтобы не допустить ухудшения работы энергосистемы.

Международное энергетическое агентство (МЭА) ранее указывало, что если 23 февраля 2022 года Украина генерировала 446 млн кВт·ч электроэнергии в сутки, то уже 1 марта – 312 млн кВт·ч, а 9 октября – 260 млн кВт·ч, или на 42% меньше.

Совокупно по итогам девяти месяцев 2022 года промышленное производство упало на 35% год к году. Соответственно снизилось и потребление энергии.

Несмотря на падение урожаев, в целом Украина сохранила свой статус страны экспортера. Так, по предварительным оценкам, в 2022 году было выращено 53,6 млн т зерновых. Это на 38% меньше аналогичного показателя предыдущего года. Также собрано 19,3 млн т масличных культур, что на 25% меньше, чем в 2021 году. При этом, как следует из данных Государственной фискальной службы Украины, за 12 месяцев 2022 года страна экспортировала 11,2 млн т пшеницы и меслина, что на 44% меньше, чем годом ранее. Однако экспорт кукурузы за тот же период составил 24,9 млн т, увеличившись на 1%. Импорт пшеницы из Украины в страны Евросоюза увеличился с 287 тыс. т в 2021 году до 2,85 млн т в 2022 году, передавал ТАСС слова еврокомиссара по вопросам сельского хозяйства Януша Войцеховского. По его словам, причины такого резкого роста – в «европейских линиях солидарности» – сухопутных и речных маршрутах между Украиной и ЕС, налаженных при поддержке Еврокомиссии.

Независимая газета. 20.02.2023

Читайте также: