Всенародное войноизъявление
Кирилл Кривошеев
Президент Украины Владимир Зеленский сделал громкое заявление о том, что судьба возможных договоренностей с РФ должна будет решаться на референдуме. В этом, по его словам, есть острая необходимость, так как результаты переговорного процесса «могут быть историческими». В Кремле заявление господина Зеленского прокомментировали сдержанно, отметив, что разглашение любых деталей переговоров до их окончания может навредить процессу.
Во вторник в Москве отреагировали на сделанное накануне, казалось бы, громкое заявление Владимира Зеленского о возможном референдуме. «Украина — это суверенное государство, и какие-то там могут быть внутригосударственные и должны быть внутригосударственные процедуры,— сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.— Но помимо этого есть и субстанции, которые находятся на стадии переговоров двух делегаций. Я не могу вторгаться в детали этих субстанций». Очередной раунд переговоров, о которых говорил господин Песков, прошел в понедельник. О каких-либо значимых результатах объявлено не было.
В понедельник вечером президент Зеленский в интервью изданию «Суспильне» заявил: «Я объяснял всем переговорным группам: когда вы говорите обо всех этих изменениях, и они могут быть историческими, мы никуда не денемся, мы придем к референдуму. Народ должен будет дать ответ о тех или иных форматах компромиссов. А вот какими они будут — это уже вопрос нашего разговора и понимания между Украиной и Россией». В свою очередь, жесткий тон в разговоре с Киевом, по словам господина Зеленского, не приведет к результату.
«Украина не может выполнить ультиматум России,— заявил господин Зеленский.— Надо нас всех уничтожить, тогда их ультиматум будет исполнен. К примеру, отдать Харьков, Мариуполь или Киев. Ни харьковчане, ни мариупольцы, ни киевляне, ни я, президент, мы не можем этого сделать».
Российские эксперты не стали отметать идею с референдумом, но отметили, что она имеет ряд недостатков. «Здравомыслящие, реалистично смотрящие на мир политики понимают, что судьбоносные вопросы в такой ситуации решаются волей действующих правительств,— заявил агентству ТАСС председатель совета Фонда поддержки и развития международного дискуссионного клуба "Валдай" Андрей Быстрицкий.— В теоретическом ключе исключать возможность референдума нельзя, но это дело будущего. Сначала надо остановить военные действия, признать ЛНР и ДНР, согласиться с этим, заключить с ними какие-то договоренности, а потом уже проводить референдум по формату отношений Киева с Луганском и Донецком. Хотя в Приднестровье эти референдумы не дали долгосрочного результата».
«Надо думать о каких-то совершенно других механизмах, международном мониторинге. Может быть, о референдуме под эгидой ООН»,— заявил, также беседуя с ТАСС, гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Руководитель группы стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин, в свою очередь, заявил “Ъ”: «События развиваются на международно признанной территории Украины при безоговорочной, хотя и небезграничной поддержке Киева Западом. Любые де-факто территориальные изменения по результатам этой кампании не будут признаны и станут поводом для длительного и жесткого давления». Выход, по мнению эксперта, «в скорейшем выводе российских войск из Украины». «Потом можно вести содержательные политические переговоры, но не с той запросной позиции, которая была заявлена Россией в начале операции. Пока к этому пониманию не пришли, стороны продолжат пытаться изматывать друг друга»,— сказал “Ъ” эксперт.
«Видя настроения общества, Зеленский дает ему пас, перекладывая ответственность с себя на него,— заявил “Ъ” старший научный сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ Александр Гущин.— Скорее всего, он делает это с целью затянуть процесс, полагая, что время играет на его стороне. Но это может оказаться и не так. Еще одним мотивом Киева может быть желание добиться первоочередной цели — вывода войск, без которого референдум невозможен».
Коммерсантъ. 22.03.2022