Подчинение интересам США грозит тяжелыми последствиями для Кишинева – молдавский депутат
Досрочные парламентские выборы в Молдове 11 июля завершились победой проевропейской партии «Действие и солидарность». Сразу после этого президенту республики Майе Санду позвонили с поздравлениями из Вашингтона, заявив о поддержке ее программы реформ. Посол США в Молдове Дерек Хоган, накануне выборов неоднократно уличенный в визитах в ЦИК, Генпрокуратуру и Службу безопасности и информации республики, заявил об «уникальной возможности» для Запада поддержать приоритеты и задачи нового правительства. К чему приведет Молдову такое внимание США, и как теперь поменяются политические расклады в республике, спрогнозировал экс-директор Социал-демократического института Молдовы, депутат молдавского парламента Богдан Цырдя.
– Богдан Кайдарович, президенты Грузии, Молдовы и Украины от имени «Ассоциированного трио» подписали Батумскую декларацию о стремлении трех стран в Европейский союз. В чем на самом деле состоит ее суть? Не направлена ли эта декларация против третьей стороны?
– Надо признать, что Батумская декларация мало чем отличается от других таких деклараций. Фактически каждый год эти три государства – члена Восточного партнерства выдают декларацию о своих европейских устремлениях. Каждый год все эти декларации заканчиваются ничем. На самом деле в Батумской декларации есть два важных момента. Первый – сама идея евроинтеграции и координация действий этих трех государств с ЕС для достижения этой самой цели. Второе – то, что Россию фактически провозгласили угрозой.
Против кого они будут сотрудничать? Мы понимаем, что речь идет о России, так как в данной декларации кроме сотрудничества в сфере безопасности очень четко намекают на сотрудничество в рамках проекта «Троеморья» или «Междуморья», как его еще называют. Проекта, который соединяет Польшу, Румынию, Прибалтику, Украину в качестве антироссийского военного плацдарма, а также некоего энергетического коридора, который будет поставлять сжиженный американский газ в Восточную Европу. И, соответственно, они будут пытаться выдавливать «Газпром» из Европы. Именно в этом суть данной декларации.
– Ускорит ли Батумская декларация процесс интеграции этих трех стран в ЕС, или тот пока не торопится принять их в свое семейство?
– Батумская декларация ничем не отличается от других. «Восточное партнерство» Европейского союза с 2009 г. существует как проект СНГ-2, которое должно окружить Россию, находиться в ее подбрюшье. Беларусь фактически приостановила свое членство в данном проекте. Поэтому мы видим, что реально здесь существуют три государства, которые находятся под внешним американским управлением и под внешним влиянием Евросоюза. Эти три государства – Грузия, Украина, Молдова – ежегодно делают декларацию о европейской интеграции, при этом понимая, что не соответствуют ни одному из копенгагенских критериев для вступления в Евросоюз. Более того, они не соответствуют даже критериям вступления в НАТО, так как имеют военные конфликты.
Наконец, до сих пор нет ни одного европейского серьезного документа с этими государствами, кроме договоров об ассоциации, в котором было бы прописано, что у этих государств есть шанс на вступление в ЕС. Последний документ о расширении Евросоюза говорит о возможности южного вектора, то есть, вступления некоторых государств с Балканского полуострова. Молдовы, Грузии, Украины в этом списке нет.
Молдова и Украина – самые бедные государства Европы, здесь самая коррумпированная юстиция. То Украина по данным Всемирного экономического форума занимает первое место, то Молдова. Я уже не говорю про нынешнюю экономику. И Молдова, и Украина, согласно данным Фонда наследия, имеют несвободную экономику, рыночной экономики у нас нет. Уже не говоря о том, что наша экономика не соответствует ни по уровню ВВП, ни по темпам роста. То же с легкостью можно сказать и о Грузии.
– Насколько сегодня Молдова готова стать членом Европейского союза? Как в молдавском обществе воспринимают идею интеграции в ЕС?
– С 1990‑х гг. по 2009 г. где-то от 55% до 60% населения желало интеграции с Россией, более того, в 2001 г. Компартия победила в выборах, объявив о своем проекте интеграции с Россией и Беларусью. Но после 2010 г., благодаря десятилетию правления Альянса за евроинтеграцию, уровень поддержки Евросоюза и евроинтеграции вырос. Сегодня разные опросы называют от 45% до 60%. Более того, евроинтеграторы за эти годы взяли и фактически создали кучу препятствий для коммерческих отношений с Россией, поэтому сегодня в Молдове 60-65% экспорта ориентировано на Евросоюз. Да, из этих 65% 38 – реэкспорт. Но, тем не менее, большинство населения ратует за Европейский союз.
И все же хочется подчеркнуть одну мысль: сама идея европейской интеграции в умах молдаван рассматривается как абстракция. Многие не понимают, что для этого нужно вводить определенные законы, принципы – те же права ЛГБТ, провести реформу прокуратуры и других органов, что явно не понравится многим нашим согражданам.
В 2010-2014 гг. идея евразийской интеграции была примерно равна идеям европейской интеграции, и сегодня в Молдове есть политологи и социологи, которые утверждают, что общество расколото наполовину. Часть хочет в Европу, часть – Евразию. Благодаря этому расколу и существует перманентный конфликт в Молдове, Украине, Грузии.
– На досрочных парламентских выборах в Республике Молдова 11 июля убедительную победу одержала проевропейская партия «Действие и солидарность», основанная президентом страны Майей Санду. Какие факторы сыграли решающую роль в победе? Почему попытки коммунистов, социалистов прийти к власти не увенчались успехом?
– Говоря о победе Майи Санду, нужно понимать, что победила не она сама, а также США, Госдеп, западноевропейские фонды, Сорос в том числе. В Молдове за последние 30 лет были открыты около 14 тыс. неправительственных организаций. Более 105 СМИ, порталов, телеканалов, газет у нас имеют внешнее финансирование. Менее чем за 30 лет Запад вложил в молдавское гражданское общество более €1,1 млрд. Это бешеные деньги: больше четверти всего внешнего кредитования Молдовы. Была создана мощнейшая сеть НПО, которая просто раздавила блок коммунистов и социалистов. Эти внешние сети влияния, эта мягкая сила лишила пророссийские партии любого шанса.
Второй фактор – молдавская диаспора. В 2019 г. Запад поломал действующую тогда власть, которая позволила гражданам Молдовы, работающим и проживающим в диаспоре, но имеющим просроченные паспорта, голосовать. В результате в президентских и парламентских выборах участвовало 250 000 молдаван, живущих на Западе, которые полностью отдали свои голоса прозападному кандидату.
Часть молдавской диаспоры была запугана, а часть – куплена. Работодатели угрожали молдавским работникам, что они потеряют работу, если не придут на выборы, а придя, не проголосуют как надо.
Тем не менее, факт остается фактом. Западная молдавская диаспора массово проголосовала на выборах и привела к власти партию «Действие и солидарность» Санду, которая является прозападным кандидатом, марионеткой. У нас такое происходит впервые. Она гражданка Румынии. Она была членом Фонда Сороса, была во Всемирном Банке, обучалась в США, полностью подконтрольна Западу.
Третий фактор – те ресурсы, которыми располагала партия «Действие и Солидарность», и которыми располагали ее оппоненты. Это небо и земля. Запад только в эти выборы вложил €56 млн, о чем писало европейское издание «Нью Евро».
Четвертый момент – объективные условия, которые предшествовали разгрому. Игорь Додон, ставший президентом, не имея своего парламентского большинства, в 2016-2018 гг. фактически один сражался с прозападным олигархическим режимом Плахотнюка. В 2019 г. он благодаря альянсу с партией «Действие и солидарность» Санду частично получил власть. В 2020 г. он смог создать свое правительство в альянсе с демократами. Но наступила пандемия, глубокий экономический кризис, небывалая засуха, которой не было за последние 50-60 лет. Все эти факторы привели к разгрому Додона на президентских выборах, а потом, фактически по украинскому сценарию, привели к разгрому и его Партии социалистов и коммунистов.
Это очень важно, потому что люди голосовали не столько за партию Санду, сколько против Додона, которого жестко ассоциировали и связали с этими негативными явлениями. Мы видели, что во всем мире те лидеры, которые не могли справиться с пандемией, потеряли власть. Народ разозлился и голосовал на эмоциях. Четвертый пункт – это ошибки, допущенные блоком и Додоном.
– Додон считает, что итоги прошедших выборов означают окончание хороших отношений с Россией. Вы с этим согласны? Хочет ли Санду разговаривать с Владимиром Путиным, налаживать диалог?
– В Молдове уже началось переформатирование всего политического пространства. Соросята Майи Санду разгромили своих оппонентов. Более того, была начата фактическая зачистка всего политического класса. В парламент не прошла правящая партия, которая 10 лет была у власти. Она набрала 2%. В парламент не прошли партнеры Санду. Они тоже набрали 2%, хотя ранее имели 15% в парламенте. В парламент не прошел Ренато Усатый. Напомню, он набрал 18% на президентских выборах. Не прошли большинство молдавских партий – фактически, Санду и Госдеп прошлись как комбайн по кукурузному полю, скосив всю политическую элиту и выбросив ее за стены парламента.
Пашинян в Армении, Саакашвили в Грузии пришли под лозунгом борьбы с коррупцией. Но вы видели войну в Грузии, войну в Украине, войну в Армении. Под предлогом борьбы с коррупцией начнется конфискация, начнется, как в Румынии, создание антикоррупционных трибуналов. И через эти трибуналы попытаются убрать своих оппонентов, пророссийских политиков.
То, что происходит в Украине с Медведчуком и с российскими СМИ, будет происходить и у нас. Попытаются завести уголовные дела на Додона, на других депутатов из данного блока, запугать их и заставить отказаться от их взглядов и идей.
Это будет происходить на фоне тотальной распродажи государственной собственности. Речь идет о Молдавской железной дороге, которую приватизируют либо отдадут, о Молдавском республиканском стадионе в центре Кишинева. 29 июля его отдадут американскому посольству. Стадион имеет 5 га земли. Начнется тотальный переход на условия МВФ, переформатирование судебно-правовой системы и ее последующее подчинение Санду и Госдепу США. Все это, с их точки зрения, сделает необратимым установление западного, европейского контроля над Молдовой. А значит, превращение Молдовы в абсолютную колонию Запада.
Учитывая траекторию поведения господина Саакашвили и других соросят и ставленников Запада, Санду уготована роль триггера приднестровского конфликта. Возможно, даже она сама этого не понимает. Западу нужно втянуть Россию в еще один региональный конфликт, окончательно выдавив ее из этой зоны. Целью является формирование проамериканского военного плацдарма против РФ. Санду, лишенная воли, является абсолютной марионеткой США, которая легко может согласиться на это, что может привести к очень тяжелым последствиям для Молдовы.
Евразия.Эксперт. 29.07.2021