Совместное производство вакцин может стать драйвером роста лекарственной сферы в ЕАЭС
Анна Кряжева
Вопросы медицины и обеспечения лекарствами за последний год обострились неимоверно в свете всколыхнувшей мир эпидемии коронавируса. Касается это и государств Евразийского экономического союза, где с 1 марта текущего года вводится свод положений и требований, устанавливающих допустимый уровень качества лекарственных средств (фармакопеи). Документы позволят применять единые подходы к оценке качества лекарственных препаратов. Внедрённые в действие требования к фармацевтическим препаратам создадут общие стандарты качества лекарств, поступающих на рынок государств союза. Фармакопея евразийского сообщества будет интегрирована в глобальную систему регулирования обращения лекарственных средств.
Декларации и документы хорошо и гладко звучат, но как на самом деле обстоит ситуация на фармацевтическом поле в странах-союзницах? Готовы ли фармакологи ЕАЭС к работе по единым стандартам?
Лечиться или искать дефицитные препараты?
В республиках евразийского сообщества по-разному решают вопрос обеспечения населения необходимыми лекарствами. Например, Белоруссия смогла обеспечить свой рынок отечественными фармацевтическими препаратами, причем не только от коронавируса. Предприятия отрасли активно и усиленно, в отсутствии экспорта, наладили бесперебойные поставки лекарств и средств защиты в больницы и аптеки республики, используемые в стационарах и отделениях интенсивной терапии, перечень которых насчитывает 162 позиции. Это такие лекарства, как антибиотики, препараты для лечения заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистых болезней, используемые в борьбе с COVID-19, пневмониями и многие другие.
Стоит отметить, что с 24 февраля правительство Белоруссии определило постановлением «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости» список продуктов, хозтоваров и лекарств, на которые цены замораживаются. В перечне 50 медицинских препаратов оказались такие популярные средства, как анальгин, парацетамол, капли в нос и многие другие. С 1 марта цены на них нельзя увеличивать более чем на 0,2% в месяц. А при необходимости большего увеличения цены надо согласовывать с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете министров Белоруссии.
Иная картина складывается в Казахстане, где обеспечение лекарствами еще несколько лет назад хромало на «все четыре подковы». До сих пор оно вызывает возмущение среди пациентов республиканских больниц. Начиная с первых лет независимости, местные жители привыкли, что в стране все лекарства привозные и дорогостоящие. Фармацевтический рынок республики был полностью сформирован теми частными игроками, кто давно мечтал присвоить высвободившиеся активы. Страна испытывает периодический дефицит жизненно важных лекарств.
Особенно это почувствовали в прошлом году, когда клиники перешли на усиленный темп работы в связи с коронавирусной эпидемией. Однако выйти из сложной ситуации республика смогла достойно, хотя и не без погрешностей. В связи с малой обеспеченностью лекарствами списки препаратов по гарантированному обеспечению медицинской бесплатной помощи (ГОМБП) для лечения ряда заболеваний были сокращены. Если ранее для лечения ишемической болезни сердца было семь наименований лекарств, то сейчас их только три; артериальную гипертензию будут лечить тремя препаратами вместо девяти, а хроническую сердечную недостаточность – тремя вместо семи; пациенты с бронхиальной астмой найдут в списке четыре наименования вместо девяти. Уточняется, что ряд исключенных препаратов Минздрав внес в список лекарств по линии ОСМС.
Киргизия в свете кризиса экономики справляется с недостатком лекарств, реализуя две программы льготного обеспечения медикаментами определенной категории граждан через сеть аптек. Данное лекарственное обеспечение охватывает жителей, застрахованных по Дополнительной программе ОМС, действующей с 2000 года. Вторая программа подразумевает снабжение медикаментами льготной категории больных такими заболеваниями, как бронхиальная астма, эпилепсия, параноидная шизофрения, аффективные расстройства и онкологические заболевания, она предусмотрена системой государственных гарантий, внедренной с 2006 года. С недавнего времени обе программы объединили в одно Положение и утвердили постановлением правительства КР «Об утверждении Положения о льготном лекарственном обеспечении населения на амбулаторном уровне по Программе государственных гарантий и Дополнительной программе обязательного медицинского страхования». Сайт Минздрава республики представил также список разрешенных к выписке лекарств, также они могут быть реализованы в рамках программы.
Заинтересован Бишкек в поставках российской вакцины от коронавируса, о чем в прошлом году зашла речь на саммите СНГ. Российское правительство рассматривает возможность поставок в страны ЕАЭС в приоритетном порядке. Также в ноябре прошлого года Киргизия получила гумпомощь на $1 млн от Казахстана в рамках двусторонних договоренностей.
Армения испытывает недостаток лекарственных препаратов и медтехники, но исходит из принципов национальной лекарственной политики, направленной на обеспечение физической и экономической доступности препаратов для населения. Инструментом распространения лекарств в государстве является «Национальный формуляр». Согласно «Закону о лекарствах» РА, Ереван гарантирует обеспечение лекарствами из Списка основных лекарств (СОЛ), прошедшими госрегистрацию, которую сделали приоритетной. Впервые СОЛ в Армении утвердили в 1994 году. С тех пор он обновляется и пополняется новыми названиями.
Вместе и лечиться легче
Что касается совместного производства лекарств государствами ЕАЭС, то дела тут не столь благополучны, ведь участники сообщества предпочитают пока самостоятельно решать фармацевтические задачи. В авангарде опять оказывается Белоруссия, фармакопея которой стремится занять ниши на российском рынке, которые игнорируют отечественные игроки. Например, РУП «Белмедпрепараты» намерено поставлять в РФ винкристин – препарат для лечения рака, входящий в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖВНЛП). Для российской фармацеи его госзакупки стали незначительными и производство невыгодным в связи с ростом цен на импортные экстракты-составляющие. Белорусское предприятие компенсирует издержки при помощи дотаций своего правительства и продолжит производство необходимого лекарства. Уже сейчас, по данным источников «Ъ», белорусские фармакологические компании замещают в России примерно 20% препаратов, от которых отказываются местные компании.
Также Белоруссия у себя начинает производство российской вакцины «Спутник V». Как заявил министр здравоохранения страны Дмитрий Пиневич, в начале марта на площадках «Белмедпрепаратов» были разлиты первые тестовые серии этой вакцины. «После получения результатов изучения стабильности первых серий вакцины «Спутник V» будет произведена наработка промышленных серий препарата», − подчеркнул чиновник.
Присмотрелись к российской вакцине и в Казахстане, где отметили надлежащее качество препарата по сравнению с аналогами. Как заявил директор ТОО «Карагандинский фармацевтический комплекс» (КФК) Ерикбек Агатанов, массовое производство вакцины готовится к середине марта. Пробные образцы «Спутника V» на отечественных мощностях были произведены и отправлены в НИЦЭМ имени Гамалеи для оценки качества. Если все пройдет нормально, то после проверки компания уже в марте передаст медучреждениям республики 80 тыс. доз, а уже в апреле достигнет объема в 600 тыс. Специалисты Казахстана отметили безопасность и высокую эффективность российского препарата.
В завершении обзора отмечу назревшую необходимость интеграции фармакологической сферы государств ЕАЭС. Страны сообщества встали перед насущной проблемой нехватки лекарственных препаратов и медицинской техники, возникшей по причинам разного свойства: от санкций до нехватки сырья или его дороговизны. Хорошей основой для реального объединения стало развитие совместных производств вакцин на евразийском пространстве. Эта тема стала основной на встрече члена Коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артака Камаляна с руководством Евразийского банка развития в декабре прошлого года.
Причем специалисты настаивают на вовлечении в процесс совместного производства всех стран-участниц, поскольку где-то может быть дешевле и доступнее сырье, а где-то промышленные мощности менее энергозатратные. Осталось дождаться реализации намеченных планов.
Ритм Евразии. 10.03.2021