Иностранное деяние: в Сербии вернутся к закону об иноагентах
Кирилл Фенин, Семен Бойков
Сербское «Движение социалистов», которое входит в правящую коалицию, будет продвигать принятие закона об иностранных агентах. Об этом «Известиям» сообщил вице-премьер страны, лидер проправительственной партии Александр Вулин. В январе в стране усилились акции протеста, из-за которых в отставку ушел премьер-министр республики. На этом фоне Вулин не исключил проведение досрочных выборов в парламент. При этом, по его словам, они в общем-то не требуются, поскольку парламентское большинство «стабильно и опирается на поддержку граждан». О возможных путях выхода из политического кризиса в Сербии и позиции президента Александра Вучича относительно принятия закона об иностранном влиянии — в эксклюзивном материале «Известий».
Могут ли в Сербии принять закон об иноагентах
Часть сербского правительства будет добиваться принятия закона об иноагентах на фоне непростой политической ситуации в стране.
— «Движение социалистов» не откажется от своего намерения принять закон об иностранных агентах. Цветные революции невозможно осуществить без больших денег, а они выделяются и распределяются через НКО. Есть опыт России, Китая, Белоруссии и других стран, которые победили попытки Запада уничтожить их на улицах. Пока у нас нет поддержки правящего большинства, но мы не перестанем бороться. Я очень упорный человек и не перестану противостоять Соросу и западным спецслужбам, которые нас уничтожают, — сказал «Известиям» Александр Вулин.
В конце ноября 2024 года депутаты скупщины (парламента) Сербии от проправительственного «Движения социалистов» Джордже Комленски и Боян Торбица внесли проект закона об иностранных агентах. Несмотря на то что сам Вулин занимает пост вице-премьера правительства, у «Движения социалистов» есть только два представителя в скупщине. Поэтому для принятия закона потребуется поддержка правящей Сербской прогрессивной партии.
Однако в декабре 2024-го президент Александр Вучич заявил, что его партия не поддержит законопроект об иноагентах. Хотя глава Сербии признал, что многие депутаты фракции правящей политической силы с сочувствием отнеслись к этой инициативе и нашли в ней немало хороших элементов. Но предлагаемое регулирование деятельности иностранных агентов вызвало недовольство на Западе. В Брюсселе заявили, что «обеспокоены законопроектом, поскольку он не совместим с основополагающими ценностями ЕС». Поэтому с большой долей вероятности инициативу вновь постигнет та же участь, закон будет отклонен даже на фоне протестов, сказал «Известиям» программный менеджер РСМД Милан Лазович.
— Президент Вучич не хочет лишний раз обострять отношения с Западом, а принятие подобного закона определенно усилило бы давление, что может быть критично в условиях продолжающейся политической нестабильности в стране, — сказал эксперт.
Кто в Сербии может попасть под действие закона об иностранном влиянии
Согласно законопроекту, к иноагентам предлагается относить НКО и другие объединения, которые «финансируются иностранными субъектами либо им оказывают помощь такие субъекты» и «занимаются политикой либо иной деятельностью политического характера». Учет иностранных агентов могут вести в специальном реестре минюста.
При этом иноагенты должны каждый публикуемый материал сопровождать упоминанием своего статуса. За нарушение закона предусмотрены штрафы в размере от €42 до €17 тыс., уголовное наказание и запрет на деятельность. Предлагаемый законопроект разработан по образцу соответствующего закона США 1938 года.
На фоне массовых протестов, которые идут в Сербии с ноября прошлого года, борьба с иностранным вмешательством приобрела особую важность. Власти считают, что акции организованы из-за границы. Президент Сербии Александр Вучич обвинил Запад в попытках устроить в республике «цветную революцию» — в это, по его словам, «были вложены миллиарды евро». Для борьбы с ней президент Сербии анонсировал создание «Движения за народ и державу» на митинге в городе Ягодина.
Особенно активно в Сербии действовало Агентство США по международному развитию (USAID). С 2001 по 2024 год Вашингтон вложил около $937 млн в различные проекты в балканской республике. В частности, USAID было партнером в программах по «укреплению демократических институтов, развитию образования, здравоохранения и защите окружающей среды». С приходом администрации Трампа вся помощь иностранным государствам была остановлена на 90 дней, теперь USAID может войти в состав Госдепартамента.
— В краткосрочном периоде не будет перемен. Деньги лидерам протестов ранее выделены, и они продолжат делать то, за что им заплатили. ЕС уже обязался взять на себя финансирование агентурной сети в Сербии, которую USAID долго создавало, — сказал ранее Александр Вулин.
Стоит отметить, что законодательное регулирование действий иноагентов применяется во всё большем числе стран. Помимо Грузии, где принятие соответствующего закона вызвало массовые протесты, аналогичный документ был внесен спикером парламента Черногории. В сентябре 2023-го правительство Республики Сербской (энтитет Боснии и Герцеговины) предложило норму о регистрации иноагентов, которая затем была отозвана из-за критики со стороны ЕС.
Пройдут ли в Сербии досрочные выборы
Нынешняя протестная волна в Сербии началась после трагедии 1 ноября 2024 года, когда на железнодорожном вокзале города Нови-Сад обрушился 50-метровый козырек из бетона, металла и стекла. Погибли 15 человек, в том числе трое детей. В этом году акции перешли в масштабную забастовку, в результате которой 28 января в отставку подал премьер-министр Милош Вучевич. Сейчас он исполняет обязанности главы кабмина, сербский парламент еще не рассматривал кандидатуру нового премьера.
На этом фоне Александр Вучич пошел на уступки оппозиции и официально пригласил протестующих к началу переговоров. Также он помиловал 13 участников массовых протестов, против которых прокуратура завела дела по уголовным статьям за беспорядки. В отставку ушли министр строительства и ряд других чиновников. Не исключены и досрочные выборы в парламент, заявил «Известиям» вице-премьер Александр Вулин.
— Выборы возможны, но я считаю, что они не нужны. Парламентское большинство стабильно и опирается на поддержку граждан. Оппозиция даже не будет участвовать в выборах, так зачем нам идти на избирательные участки? — пояснил он.
Ранее оппозиция уже прибегала к бойкоту выборов во время избрания парламента в 2020 году. В итоге явка избирателей была самой низкой с 1990-го года и составила менее 50%.
В 2023 году Александр Вучич распустил парламент после очередного всплеска массового недовольства. Спусковым крючком тогда послужила другая трагедия — массовое убийство в белградской школе имени Владислава Рибникара, где погибло десять человек. По итогам голосования партия Вучича укрепила свои позиции, но утихомирить протесты не удалось — в декабре 2023-го сторонники оппозиции попытались захватить мэрию Белграда, а летом 2024-го прошли волнения из-за разрешения на добычу лития иностранной компании.
Поэтому не факт, что досрочные выборы в парламент смогут снять напряжение в обществе. Вероятность их проведения составляет менее 50%, полагает главный редактор и основатель проекта «Балканист.ру» Олег Бондаренко.
— Сейчас рейтинг правящей партии «плавает», он не настолько высокий, каким был один или два года назад. Это один из поводов, почему власть может не захотеть торопиться с новыми выборами, — сказал он «Известиям».
При этом досрочного голосования не будет. У Вучича уже последний срок (он избирался в 2017 и 2022 годах), а новые президентские выборы означают его отставку. Стоит отметить, что в январе лидер Сербии заявил о готовности провести в республике референдум о доверии к главе государства. Не исключено, что это может стать заменой выборам, резюмировал Олег Бондаренко.
Известия. 06.02.2025