В порядке обновления: в какую сторону развернется Азербайджан

Ксения Логинова

В Азербайджане прошли досрочные выборы в парламент. Сенсации не случилось: правящая партия «Новый Азербайджан» сохранила большинство депутатских мандатов. Незадолго до голосования президент Ильхам Алиев освежил ее состав — партия стала более молодой. В ЕС признались, что «очень удовлетворены выборами». Также в Европарламенте заявили, что Азербайджан мог бы стать одним из лидеров «Восточного партнерства» и в Европе до сих пор сожалеют, что Баку отказался от подписания ассоциативного соглашения с ЕС. В конце прошлого года президент Алиев как раз заявил, что Азербайджан «сделал все возможное для интеграции в структуры ЕС, но не встретил взаимности», поэтому «дальнейшие шаги по сближению с европейскими институтами бессмысленны». Как будет развиваться сотрудничество Баку с Брюсселем и Москвой после парламентских выборов, разбирались «Известия».

Партия омолодилась

«По результатам обработки 87% протоколов из 4823 избирательных пунктов 65 из 125 мест в парламенте республики получает правящая партия «Новый Азербайджан» — такие предварительные результаты приводит Центральная избирательная комиссия Азербайджана. 9 февраля в стране выбирали новый парламент.

О проведении досрочных выборов партия власти объявила в конце прошлого года. Предыдущий парламент критиковали за то, что он тормозит реформы, провозглашенные президентом Ильхамом Алиевым.

О том, что азербайджанскую политику ждут обновления, стало понятно еще осенью 2019 года.

В октябре в отставку ушли глава правительства Новруз Мамедов, два его заместителя и глава президентской администрации Рамиз Мехтиев, вслед за ними отправился помощник президента по общественно-политическим вопросам Али Гасанов, входивший в близкое окружение бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева.

К этим выборам «Новый Азербайджан» подготовился тщательно — его состав стал более молодым. Из 123 выдвинутых партией кандидатов лишь 48 ранее были депутатами, для остальных — политическая работа в новинку, при этом пятерым кандидатам еще нет 30 лет, еще 17 — в возрасте от 30 до 35 лет. В результате правящая партия укрепила свой статус, в очередной раз показав, что единым фронтом местная оппозиция выступать абсолютно не готова.

Было зарегистрировано рекордное число кандидатов — 1314, тогда как мест в парламенте 125. При этом было много самовыдвиженцев. Одни из них высказываются в поддержку президента и объявленных им реформ, другие — жестко его критикуют. Некоторые местные оппозиционеры и вовсе не стали баллотироваться, посчитав, что их участие в них лишь укрепит имидж президента Ильхама Алиева в глазах западных стран.

За тем, как проходили парламентские выборы в Азербайджане, следили свыше 800 международных наблюдателей из 58 стран и 59 организаций. Серьезной критики с их стороны не поступало.

«Всё было прекрасно организовано, и выборы проведены отлично. В ходе всех наблюдений мы увидели, что выборы прошли на довольно высоком уровне. Остались очень удовлетворены результатами», — заявил бывший статс-секретарь МИД Германии Вольф Рутхарт Борн.

Вторил ему и бывший депутат бундестага Штефан-Клаудио Лемме, посетивший восемь участков. По его словам, «выборы были организованы на очень высоком уровне», «прошли очень прозрачно, никакого недовольства не было».

Еще один немецкий наблюдатель Урс Ункауф сообщил, что его обрадовало участие женщин-кандидатов в выборах, а также большое число молодых людей в избирательных списках.

На фоне этого спецпредставитель Еврокомиссии по делам Украины Эльмар Брок сообщил, что Баку «мог бы стать одним из лидеров «Восточного партнерства» и «в Европе до сих пор сожалеют, что Азербайджан отказался от подписания ассоциативного соглашения с ЕС». В последнее время отношения Баку с Западом претерпели серьезные изменения.

«Односторонние инструкции»

В начале февраля президент Ильхам Алиев обрушился с жесткой критикой на Совет Европы, заявив, что тот «деградирует» и «организация теряет свое значение на международной арене», «ее авторитет упал». «Принятая в связи с Азербайджаном последняя резолюция ПАСЕ для нас имеет ценность не большую, чем клочок бумаги. Мы не принимаем ни одно из прозвучавших там надуманных обвинений и не будем выполнять ни одного из их требований», — отреагировал он на принятую в конце января резолюцию ПАСЕ, в которой Баку призвали «надежно и в полном объеме» решить проблему политзаключенных.

В конце декабря прошлого года глава государства заявил, что Азербайджан «сделал все возможное для интеграции в структуры Евросоюза, но не встретил взаимности», поэтому дальнейшие шаги по сближению с европейскими институтами он посчитал бессмысленными, добавив, что Брюсселю следовало бы больше учитывать интересы Баку.

Азербайджанский лидер тогда также пояснил, что не питает никаких иллюзий относительно возможного вступления Азербайджана в Евросоюз. Для наглядности он привел пример Турции, давно томящейся в «предбаннике» ЕС, но так и не получившей заветного членства в европейском сообществе.

«Ряд стран бывшего социалистического блока вошли в ЕС, а разве они сильнее, развиты больше, чем Турция? Почему им дали зеленый свет, а Турции нет? Только потому, что Турция — мусульманская страна. В этом случае примут ли туда Азербайджан? Нет», — заявил Алиев, добавив, что не все, что происходит в Евросоюзе, одобрили бы в Азербайджане. «У нас своя история, свои ценности», — резюмировал он.

Критика со стороны Баку в адрес Брюсселя в последнее время усилилась. В 2013 году Азербайджан отказался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС, предписывающее государствам, стремящимся к европейской интеграции, проводить большой пакет политических, экономических, судебных и торговых реформ. Алиев впоследствии назвал этот договор «односторонней инструкцией».

Не стали в Азербайджане и скрывать своего скептического отношения к «Восточному партнерству». В этот проект входили ЕС и шесть стран постсоветского пространства. Изначально Баку рассматривал его как возможность углубить европейскую интеграцию. Однако после отношение к этому проекту изменилось. В апреле 2019 года, на 10-м, юбилейном, саммите «Восточного партнерства» Азербайджан в числе других государств отказался подписывать итоговую декларацию. В Баку объяснили, что для страны «одинаково важны как европейский, так и российский рынки», к тому же Азербайджан — не сторонник вступления в какие-либо интеграционные союзы.

В противовес Москве

Такой взгляд на отношения с Западом появился в Баку спустя время. В 1990-х Азербайджан, как и большинство стран постсоветского пространства, нацелился на дружбу с США и европейскими государствами. ЕС проявлял большой интерес к этой южнокавказской стране — источнику энергоресурсов Каспийского бассейна.

В 1996 году Азербайджан и ЕС подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Документ, охватывающий политическую, экономическую, социальную и культурную сферы, действует и по сей день, хотя Баку и Брюссель признают, что он уже устарел.

Три года назад начались переговоры о новом, более современном соглашении, однако пока безуспешно. По словам азербайджанского лидера, остаются противоречия по поводу вступления Баку в ВТО, а также стороны по-разному смотрят на формирование цен на энергоносители.

Еще одной попыткой более тесного сотрудничества с западными институтами стало вступление Азербайджана наряду с Грузией, Узбекистаном, Украиной и Молдавией в ГУУАМ. Страны-члены не скрывали, что на постсоветском пространстве создается региональная организация, цель которой освободиться от влияния со стороны Москвы. Однако спустя время ее покинул Узбекистан, а потом и остальные государства-члены признали, что она бесперспективна.

По мнению турецкого политолога Серкана Демирташа, сотрудничество Азербайджана с ЕС «основано на прагматических интересах». «Баку на примере Анкары видит, что у него мало шансов вступить в европейское сообщество. К тому же соглашение с ЕС подразумевало создание зоны углубленной и всеобъемлющей торговли между сторонами, оно не сулило автоматического членства. Страны-члены, подписывающие соглашение, обязуются проводить всеобъемлющий пакет внутригосударственных реформ, а за это получают возможность беспошлинного доступа на рынки Евросоюза. В настоящее время Азербайджан более активно делает упор на двустороннее взаимодействие с каждой из стран — членов ЕС. А что касается довольно критических высказываний в адрес Брюсселя, то это сигнал Москве, что взаимодействие с Россией важно для Баку. По поводу нового парламента — его избрание не повлияет серьезно на внутриполитический курс страны», — рассказал эксперт «Известиям».

С тем, что существенных изменений ждать не стоит, согласен и старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, доцент Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков. При этом эксперт отмечает, что во многом внутренняя система будет более инициативной.

«Это может оказать влияние и на внешнеполитический курс. По крайней мере многие из тех, кто войдет в новый парламент, будут достаточно молодыми, они не помнят советскую власть. Это создает новые реалии, с которыми мы будем сталкиваться в дальнейшем. При этом нужно понимать, что прозападный вектор ранее был связан с турецким вектором. Так, например, происходит активное взаимодействие Баку с НАТО в первую очередь благодаря Турции. Анкара выступает определенным посредником между Североатлантическим альянсом и Азербайджаном: проводит учения, активно поставляет свою военную технику и пытается насаждать натовские стандарты в Азербайджане, но натовские стандарты по-турецки. В последнее время Турция ослабила попытки вступить в ЕС. Это повлияет и на Азербайджан. Баку все более концентрируется на себе, на своих интересах и региональном взаимодействии. Такая политика взаимодействия с Западом через Турцию и с Турцией, которая подразумевала Запад, уже в прошлом. Можно говорить об усилении контактов с тюркским миром и исламским миром. В прошлом году в Азербайджане проходил саммит движения неприсоединения, что тоже влияет на внешнеполитический курс Азербайджана. Также можно говорить о стабильности взаимодействия с Москвой, которая исходит в первую очередь из лидероцентризма и нуждается в усилении гуманитарного и институционального фактора. Российско-азербайджанские отношения во многом построены вокруг личности Алиева, истории его семьи и взаимодействия с Москвой. Но институционально и на доктринальном уровне Азербайджан все больше тяготеет к западным структурам. Практически во всех документах упоминается НАТО и ЕС как приоритеты развития. Но очевидно, что ЕС не проявляет соответствующую заинтересованность в Азербайджане, как, например, в отношении Грузии», — сообщил эксперт «Известиям».

Известия. 11.02.2020

Читайте также: