Четверо разных

Наталия Портякова


В Праге во вторник под председательством Чехии собрались главы правительств стран Вышеградской четверки, в которую также входят Польша, Венгрия и Словакия. Согласно официальному анонсу, встреча в Лихтенштейнском дворце на острове Кампа должна была быть посвящена главным образом энергетической безопасности, стратегической повестке ЕС и предотвращению нелегальной миграции. Но, как уже не раз случалось в последние два года со многими международными мероприятиями, довлеющей темой встречи еще загодя оказался конфликт на Украине, разногласия по которому, по сути, разделили четверку восточноевропейских стран на два лагеря. Впрочем, лейтмотивом встречи стала мысль о том, что, хотя они такие разные, все-таки они вместе.

Путь к встрече премьер-министров стран Вышеградской четверки (V4) получился тернистым. Начать хотя бы с того, что еще в середине января чешский премьер Петр Фиала открыто высказывал сомнения в целесообразности встречи, если она не приведет к конкретным результатам на фоне резких политических разногласий между членами V4. Тогда это был явный намек на Венгрию, тормозившую выделение европейской помощи Украине.

Однако 1 февраля европейским лидерам все же удалось сломить сопротивление венгерского премьера Виктора Орбана и утвердить многомиллиардную помощь Киеву, что отчасти облегчило процесс подготовки к саммиту.

Впрочем, восстановить утраченное единство Вышеградской четверке это не сильно помогло.

И тут главным возмутителем спокойствия стал уже премьер Словакии Роберт Фицо, который с момента прихода к власти по украинскому вопросу фактически встал по одну сторону баррикад с Будапештом и в чем-то оказался даже более рьяным адвокатом России, нежели его венгерский коллега.

Последней по времени демонстрацией этого стало обращение господина Фицо в соцсетях 24 февраля, во вторую годовщину начала конфликта между Россией и Украиной, которое многих в Европе крайне возмутило. Премьер заявил, что ставка Запада на победу Киева провалилась, а стратегия продления конфликта путем массированной поддержки Украины деньгами и оружием и санкции против России не сработали.

Словацкий политик высказался и против потенциального членства Украины в НАТО, назвав это «основой для начала Третьей мировой войны».

Днем позже, в канун встречи европейских и мировых лидеров по ситуации на Украине в Париже, он отметил, что «Запад по ситуации на Украине идет к принятию наихудшего решения», то есть к продолжению «тотальной эскалации напряженности» и оказанию «безграничной военной и финансовой помощи».

Эти заявления оказали влияние и на встречу в рамках V4.

На фоне того, что два других члена четверки — Чехия и Польша — занимают диаметрально противоположную позицию по украинскому вопросу, неформальный альянс фактически раскололся на два лагеря.

Это стало особенно явным на фоне отдельной полуторачасовой встречи глав правительств Чехии и Польши Петра Фиалы и Дональда Туска, состоявшейся утром 27 февраля прямо перед стартом саммита всей четверки. На ней чешский премьер поблагодарил своего польского коллегу за согласие участвовать в чешском проекте по поставке боеприпасов из третьих стран на Украину. И подчеркнул: самое главное — Прага и Варшава совпадают во внешней политике и ценностях, которые важно продвигать и защищать, и имеют схожие взгляды на вызовы, угрожающие всей Европе.

А вот коллегам по Вышеградской группе, не разделяющим эти ценности, от них серьезно досталось. «Я не говорю, что для меня самая большая радость встретиться здесь с коллегами, с которыми я фактически не согласен по ряду ключевых вопросов. Я имею в виду премьер-министров Венгрии и Словакии»,— признал чешский премьер, выступая перед саммитом. Но все же добавил, что «диалог должен быть», поскольку «необходимо найти единство по ключевым для ЕС вопросам, даже если это будет сложно».

Его польский коллега между тем, по сути, поставил под сомнение целесообразность самого существования Вышеградской четверки, заметив еще накануне поездки в Прагу, что нынешний саммит станет проверкой на то, «имеет ли смысл» нынешний альянс четырех стран Восточной Европы. «Это своего рода парадокс, что такие двусмысленные сигналы в отношении России и Путина исходят из Будапешта и Братиславы. Я не вижу причин, почему эти страны не могут, как прежде, проявить солидарность... поддержать тех, кто борется с режимом, который не уважает наши ценности»,— заявил Дональд Туск.

Тем не менее на итоговой пресс-конференции хозяин мероприятия решил все же сделать акцент на том, что четверку объединяет, невзирая на все обозначенные противоречия.

Премьеры стран V4 согласны с тем, что военная операция России против Украины является грубым нарушением международного права и что Украина нуждается в помощи. Об этом, в частности, сказал Петр Фиала. И добавил: Венгрия и Словакия не разделяют стремление Чехии и Польши предоставлять военную помощь Украине, но готовы оказывать гуманитарную или финансовую.

Что примечательно, ни Виктор Орбан, ни Роберт Фицо, встреченные в Праге уличными протестами из-за своей пророссийской позиции, спорить с этим не стали. «Мы не отправляем оружие в Украину. Мы не отправляем его ни с солдатами, ни без них. Но мы окажем всю помощь, которая находится за пределами этого круга. Это гуманитарная помощь, мы также обучаем врачей, работающих на войне, мы помогаем беженцам, мы восстанавливаем энергетическую структуру»,— рассказал по итогам встречи в Праге премьер Венгрии.

Словацкий премьер, в адрес которого было брошено так много упреков, и вовсе вышел со встречи, казалось, довольным. «Вы не дали мне сегодня ни секунды зевать. Эта встреча была одной из самых важных,— обратился он к коллегам.— Да, у нас разные мнения. Но будут такие вопросы, как расширение ЕС, региональные вопросы, где нам придется искать общие решения».

Впрочем, уйти от конфликтной украинской тематики надолго венгерской и словацкой стороне вряд ли удастся. Уже в четверг в Праге пройдет еще одно мероприятие в формате V4 — саммит спикеров парламентов стран—членов группы, куда отчасти в пику Будапешту и Братиславе пригласили спикера Верховной рады Украины Руслана Стефанчука.

Коммерсантъ. 27.02.2024

Читайте также: