Спросом единым

Татьяна Едовина, Алматы


Обновленный макропрогноз Евразийского банка развития (ЕАБР) описывает ключевые экономические тренды в странах ЕАЭС и в Таджикистане. Темпы роста в небольших экономиках региона, вызванные как потребительским бумом из-за усиления миграции, так и дефицитом товаров на российском рынке, будут постепенно снижаться. Главным фактором этого станет замедление экономики РФ на фоне охлаждения потребления. Исключением из «сценария замедления» будет только Казахстан, в котором ожидается устойчивый рост инвестиций. Риски для региона в ЕАБР видят в ухудшении конъюнктуры внешних рынков и в возможном усилении внешних ограничений в отношении российской торговли.

Темпы роста стран—партнеров России по ЕАЭС, а также Таджикистана по итогам 2023 года останутся повышенными — поддержку экономикам, как и в прошлом году, окажут миграционный приток, увеличение денежных переводов и инвестиций, а также рост поставок на российский рынок. Эти эффекты, однако, заметно ослабнут уже в следующем году вслед за охлаждением российской экономики, следует из обновленного макропрогноза Евразийского банка развития.

В целом рост в государствах ЕАЭС и в Таджикистане (это страны присутствия банка) замедлится с 3,4% до 2%.

Прирост ВВП Армении в следующем году снизится до 5,7% после 8,3% в этом году. В Киргизии темпы роста замедлятся с 6,3% до 4,6%, в Таджикистане — с 8,2% до 7,3%. В Казахстане замедления не ожидается — экономика растет на инвестиционном буме на фоне стимулирующих мер промышленной политики. По итогам года ВВП этой страны может вырасти на 4,8% после увеличения на 3,2% годом ранее, далее темпы роста будут составлять около 5%, ожидают в ЕАБР.

Белорусская экономика после шока, связанного с разрывом цепочек поставок, ориентированных на европейские рынки, в этом году вырастет на 3,9%, но в 2024-м показатель замедлится до 2% — наращиванию выпуска препятствуют в том числе высокий уровень загрузки мощностей и сокращение числа занятых. Кроме того, сокращение роста в РФ на 1 процентный пункт (п.п.) ведет к снижению белорусского ВВП на 0,5–0,8 пункта.

Рост российской экономики, по прогнозу ЕАБР, в этом году составит 3,1%, а в следующем — замедлится до 1,5%, это будет происходить в условиях ослабления потребления на фоне повышения ставки ЦБ.

В дальнейшем темпы роста будут составлять около 2% (при условии отсутствия новых шоков). Рост ВВП по итогам третьего квартала на 5,5% превысил уровень четвертого квартала 2021 года, при этом вклад промышленности в прирост ВВП за десять месяцев оценивается около 0,8 п.п.

По итогам года темпы роста цен в РФ могут составить 7,9%. Инфляция начнет снижаться в первом полугодии следующего года, хотя этому и будет препятствовать давление со стороны рынка труда. Тем не менее к концу года показатель замедлится до 5,4%, снижать же ставки ЦБ начнет с середины года, прогнозируют в ЕАБР. Экспортные доходы в следующем году могут вырасти, импорт же может несколько снизиться на фоне замедления потребления (высокие ставки стимулируют население больше сберегать). Эта оценка сопряжена с рисками более слабого роста мировой экономики — рост ВВП Китая в следующем году, по прогнозу банка, замедлится с 5,6% до 4,3%. Еще один риск — возможное расширение внешних ограничений на торговлю РФ.

Тренд на снижение экономической активности в мире не только не завершен, но и имеет предпосылки к усилению — адаптация в 2024–2026 годах к более высоким, «нормальным», то есть ненулевым, ставкам будет сопровождаться более слабым ростом мировой экономики, полагает главный макроэкономист ЕАБР Евгений Винокуров. Экономики региона присутствия банка зависят от экспорта продукции нижних переделов (нефть, газ, металлы, продовольствие), конъюнктура цен на которые пока остается благоприятной. «В базовом сценарии полагаем, что цены упадут не сильно — цена Brent заложена на уровне ниже $80 за баррель, но всегда есть возможность для реализации рисковых сценариев»,— предупреждает экономист.

Коммерсантъ. 15.12.2023

Читайте также: