Философия выживания

Выступление на открытии IV конференции Глобального форума духовных и парламентских лидеров за выживание человечества. 20 апреля 1993 г. Киото, Япония

Тема моего сегодняшнего выступления – ценности и императивы философии выживания.

Сегодня, кажется, все согласны с тем, что человечество находится на переломном этапе своей истории. Современный глобальный ландшафт – это глубокий кризис, который может закончиться либо гибелью человечества, либо прорывом к новой цивилизации. Существовавшая на протяжении многих веков цивилизация близка к исчерпанию своего потенциала, не способна поддерживать жизнь на планете Земля и управлять ею.

Действительно, в прошлом не раз объявлялось о кризисе цивилизации. Но сегодняшняя ситуация качественно иная. На этот раз речь идет не просто о чем-то, вызывающем всеобщее недомогание, не о протесте людей против нечеловеческих условий их существования, а об угрозе – впервые в истории – самому существованию человеческого рода.

В последнее время напряженность в отношениях между человеком и природой переросла в открытый конфликт. Возникла реальная опасность подрыва самих основ человеческого существования, что ставит под угрозу жизнь на Земле. Техногенный прогресс не только не смягчил конфликт между человеком и природой, напротив, усугубил его.

Впервые в истории человечества появились признаки нарушения стабильности биосферы. Я имею в виду парниковый эффект – реакцию биосферы на тревожный рост концентрации углекислого газа в ней, превышающий в настоящее время 17%. Пока рано делать из этого факта далеко идущие выводы, но он свидетельствует о том, что биосфера, возможно, теряет стабильность и изменения в ней становятся необратимыми.

Еще один признак возможной катастрофы, который часто игнорируется СМИ и научным сообществом, – принципиальная неспособность природы бесконечно, без ограничений, увеличивать свою продуктивность.

Разрыв между требованиями и возможностями увеличивается все быстрее и может принять характер планетарной катастрофы уже при жизни поколения, родившегося в XX в. Мы должны со всей ответственностью и честностью признать, что при нынешнем уровне потребления, уровне жизни и технологий биосфера может однажды не выдержать такого антропогенного давления.

Говоря об этом, я не забываю, что сотни миллионов людей в мире голодают или недоедают. Тем не менее человечество не может строить свою цивилизацию на ненасытной страсти к потреблению, на бездумном отношении к природе.

Современный кризис цивилизации – это прежде всего кризис наивной веры во всемогущество человека, в то, что нет предела его возможностям и притязаниям на природу. Мы расплачиваемся за человеческую гордыню. Не всегда и далеко не везде промышленный
прогресс приводил к росту свободы и человеческого счастья. Как метко сказал на нашей вчерашней встрече доктор Т. Хейердал, нам все труднее определять понятие и критерии счастья людей.

Останавливаюсь на этих глобальных угрозах человеческому существованию, потому что, как правило, экологическое движение концентрирует свои усилия на локальных проблемах. Пришло время понять, что сумма индивидуальных усилий и даже общая «экологическая грамотность» (хотя они совершенно необходимы) недостаточны для решения проблемы выживания человечества. Крайне важно нечто качественно большее.

Прежде всего необходимо объявить, что проблема выживания человечества и спасения планеты Земля – сегодня главный предмет обсуждения, приоритет среди задач, стоящих перед человечеством; понять, что для ее решения необходимо совершенно иное представление о месте человека в биосфере. Пришло время признать: человек, как и любой другой живой вид, является лишь одним из компонентов биосферы и не может жить вне ее.

Что касается самой биосферы, то миллиарды лет она существовала без человека и будет существовать, даже если однажды человека в ней не останется. Человечество живет в рамках законов развития биосферы, взаимодействуя с ней как часть единого целого.

Призываю объединить усилия естествоиспытателей и обществоведов в деле выживания человечества, поскольку кризис взаимодействия человека и природы усугубляется кризисом социального знания. Мы должны понимать, что человечеству трудно адекватно осознать собственные интересы. Слишком часто мы заблуждаемся и движемся к истине через наши иллюзии и всевозможные мифы. Пока не найден выход из идеологического кризиса, который стал столь очевиден в последние годы. Традиционные формы идеологии, в том числе и религиозные, не всегда способны объяснить происходящее, тем более объединить людей, чтобы вместе искать выход из сложившегося кризиса и решать проблемы того масштаба, который мы наблюдаем сегодня.

Необходимо осознать, что нынешний кризис цивилизации в значительной степени вызван крахом наших фундаментальных ценностей. В конце XX в. в основах знаний об обществе и его прогрессе проявились драматические внутренние противоречия.

На фоне усиливающейся интеграции и интернационализации экономики мы наблюдаем небывалую вспышку национализма и явные тенденции к автаркии, сепаратизму, этническому и религиозному обособлению. Вновь проявляются самые архаичные синдромы, выходят на первый план скрытые этнические конфликты, сопровождающиеся насилием и беспрецедентной жестокостью.

Мы до сих пор не нашли путей гармонизации принципов, лежащих в основе международных отношений. Нам еще предстоит выработать механизмы гармонизации демократического принципа государственного самоопределения наций и основополагающего принципа международных отношений – нерушимости границ, целостности существующих государств.

Слишком часто идея развития, прогресса вступает в противоречие с необходимостью сохранения нашей планеты, обеспечения выживания человечества. Концепция сотрудничества, совместной работы часто вступает в противоречие с инстинктом соперничества. Слишком часто современные государства, преследуя эгоистические цели, подрывают глобальные условия, необходимые для жизни на Земле, тем самым приближая собственную гибель.

Несомненно, освобождение от последствий советского тоталитаризма и окончание холодной войны стало большим благом, поскольку значительно снизило угрозу ядерной катастрофы. Но мы должны видеть, что даже это великое событие XX в. не уменьшило количество конфликтов и напряженности в мире.

В России и во многих странах Восточной Европы наблюдается резкий поворот вправо в общественных настроениях, рост националистических тенденций, усиление влияния фундаментализма в различных его формах. Конфликты одного рода сменяются новыми, что еще сильнее показывает, как мало мы знаем об обществе и человечестве.

Сегодня стало ясно, что конец тоталитаризма сам по себе не ведет к демократии. Люди, боровшиеся с тоталитаризмом, не всегда оказывались способными укреплять и питать демократию. Политическая свобода – величайшая ценность. Однако наш опыт показывает так же, что рост свободы сам по себе не приводит автоматически к росту нравственности, облагораживанию мотивов поведения людей. Мировое сообщество должно видеть, например, что распад Советского Союза привел к обострению криминогенных факторов в странах СНГ, к взрыву преступности и наркомании в России. Мы столкнулись с явлениями, природу которых трудно понять.

В целом можно сказать, что современный упадок природной среды и всей человеческой цивилизации протекает на фоне кризиса традиционных методов разрешения социальных противоречий. Общественные науки и тем более политическое мышление все еще не свободны от идеологических предпочтений и предвзятости. Мы все еще ходим по замкнутому кругу классовых, национальных, узко государственных и даже партийных установок. Так в чем же выход? На что мы должны опираться в своих усилиях по обеспечению выживания человечества?

Первый и самый важный вывод очевиден. Без экологии духа и человеческого мышления все эти усилия бессмысленны. Когда наука и разум не могут помочь, спасти нас может только одно – наша совесть и порядочность. Необходимо нравственное укрепление корней гуманизма XVIII в., на котором зиждется большинство основ современной цивилизации.

Выживание человечества невозможно без закрепления и настойчивого отстаивания простой мысли о том, что жизнь как таковая является величайшей нравственной ценностью, которая должна лежать в основе современной цивилизации. Сегодня недостаточно сказать «не убий». Экологическое воспитание предполагает прежде всего уважение и любовь к каждому живому существу. Именно здесь экологическая культура пересекается с религией.

Еще одна важная мысль, прозвучавшая во время наших встреч здесь, – красота и уникальность жизни заключается в единстве многообразия. Самоидентификация каждого человека и множества различных наций, этнических групп и народностей – важнейшее условие сохранения жизни на Земле. Философия выживания опирается на мировоззрение разнообразия. Если сама жизнь является величайшей ценностью, то не менее ценным является и особый характер каждого народа и каждой расы как уникального творения природы и человеческой истории.

Мы должны отказаться от концепции и императивов покорения человеком природы, питающих современную индустриальную цивилизацию, в пользу философии пределов, заставляющей нас проснуться и увидеть бездну возможной катастрофы. Нам нужна философия, обуздывающая гордыню и страсти человека. Сегодня недостаточно настаивать на том, что и так очевидно, – на органическом единстве человека и природы. Мы должны убедиться, что нравственный императив И. Канта распространяется на отношение человека к жизни и природе. Даже в мыслях мы не должны желать природе того, чего не желаем себе.

Никто не имеет права жить и наслаждаться жизнью за счет других. Человек не может стремиться к благополучию за счет другого человека. Процветающие страны не должны гнаться за благополучием за счет бедных, развивающихся стран, большие страны – за счет малых. Но самое главное – человек не должен жить за счет природы, ибо, грабя ее, мы обкрадываем себя.

Пришло время сформулировать условия экологического императива – провести некую черту, которую человечество не должно переступать ни при каких обстоятельствах. Если люди окажутся способными выполнить эти условия, у них появится шанс перестроить свою нишу в окружающей среде и образ жизни таким образом, чтобы он соответствовал потребностям среды.

Экология нравственного и духовного здоровья предполагает абсолютный отказ от расизма, шовинизма и национального высокомерия в любой форме. Сегодня недостаточно понимать, что человек – это элемент природы и его судьба зависит от разумного сосуществования с ней. Мы должны также понимать, что есть вещи, которые человек не может осуществить в принципе. На наших встречах мы много говорили о том, что необходимо изменить мотивацию, перенести акцент с технологического на духовный прогресс.

Еще одна важная задача – изменить образ жизни, чтобы противостоять потребительству. Но в то же время мы не имеем права требовать невозможного: лозунг изменения природы человека не менее разрушителен, чем идея покорения природы человеком. Сегодня бережное отношение к природе предполагает прежде всего заботу о человеке со всеми его противоречивыми страстями, достоинствами и недостатками. Да, мы должны понять природу человека, чтобы жить в гармонии с собой и самосовершенствоваться. Но мы не должны пытаться переделать или изменить ее, стремиться к невозможному. Представление о человеке как о некоем божестве – одна из самых опасных и роковых идей.

Совершенно уверен, что сейчас необходимо осознать пределы эластичности человеческой природы, понять, что не только человек, но и жизнь общества уникальна. Это требует от нас бережного отношения к обществу, учета присущих ему законов развития. Действительно, не развиваясь, оно погибнет. Но мы должны также понимать, что общество имеет объективные пределы развития, степень своего совершенствования. Мы в России ценим опыт Японии именно потому, что она сумела найти баланс между преемственностью и ростом, найти такие формы развития, которые укрепляют важнейшие основы японской культуры. Япония – нация XXI в. прежде всего потому, что сумела сохранить традиции и наполнить их новым содержанием.

Философия выживания предполагает более серьезное отношение к традициям, к тому, что проверено веками. Старое представление о том, что самые радикальные и революционные действия обеспечивают длительные изменения и прогресс, было совершенно ошибочным. Сегодня мы можем сказать, что эволюционное развитие, путь постепенных реформ, соответствующих природе человека и общества, более эффективны, чем революционный сценарий. Координация всего сосуществующего, взаимодействие и сотрудничество гораздо продуктивнее, чем взаимоуничтожающая борьба противоположностей. Борьба и конфликты выжигают многообразие жизни, оставляя после себя социальную пустошь. Революционный путь не гарантирует конструктивного развития, а неизбежно ведет к жертвам и разрушению.

Цивилизация будущего может быть только планетарной. Однако происходящие процессы глобализации человеческого бытия не означают и никогда не будут означать всеобщего выравнивания мышления и действий человека, ибо это противоречит его природе. Цивилизация будущего, безусловно, будет характеризоваться высокой степенью разнообразия, сохраняя аутентичность различных культур и гарантируя их полное самовыражение. Но в центре ее внимания всегда и везде будет находиться человек.

XXI в. будет либо веком крайнего обострения смертельного кризиса, либо веком, когда человечество начнет восстановление – свое возрождение.

* * *

В заключение коснусь некоторых организационных аспектов нашей работы. Из сказанного совершенно ясно: нам необходима целенаправленная программа исследований, которая позволила бы гораздо полнее и точнее определить набор ценностей и императивов, лежащих в основе философии выживания. Мы должны осознать уникальную сложность этой задачи. Исследования такого рода должны
интересовать и волновать не только ученых, но и политиков. Следует определить ценностные ориентиры, актуальные не только для экологических движений, но и для политиков и международных организаций. Мы не можем претендовать на роль мирового правительства, но обязаны прояснить для человечества складывающуюся экологическую ситуацию и выявить зоны, запретные для деятельности человека.

Масштабы таких исследований должны выходить за рамки чисто академических интересов. Они должны быть аналогичны той программе, которую международное сообщество пытается реализовать в области разоружения, ликвидации ядерного оружия и обеспечения ядерной безопасности.

Политические лидеры должны начать исходить из того, что вопросы гармоничного развития человечества и остальной биосферы станут частью их обязанностей. Экология все больше будет становиться вопросом первостепенной важности как во внешней, так и во внутренней политике. Основные усилия в экологической сфере должны осуществляться на международном уровне. Многие экологические проблемы могут быть решены только совместными усилиями всех стран. Кроме того, государства должны нести моральную, юридическую и финансовую ответственность в зависимости от того, насколько они понимают смысл экологического императива и решают ли они локальные экологические задачи в контексте проблем общего выживания человечества.

Наши исследования должны быть в значительной степени независимы от правительств, в действиях которых неизбежно присутствует элемент национального эгоизма. Нам нужны объективные знания, информация, не подверженная влиянию переменчивых политических ветров. Те, кто ищет эти знания, не должны зависеть от национальных, религиозных, географических и других ограничений. Они должны быть ответственны перед всем человечеством.

Пришло время создать специальный институт по изучению планетарных экологических проблем. Он должен стать независимым исследовательским центром, координирующим научную деятельность национальных групп в области глобальной экологии. Целесообразно создать такой институт в рамках неправительственной организации «Зеленый крест», но при финансировании со стороны правительств разных стран. Такой смешанный правительственный/неправительственный статус позволил бы и частным донорам, и фондам принять участие в этой общечеловечески значимой работе.

Исследования такого рода должны носить системный характер, и для этих целей целесообразно использовать расположенный недалеко от Вены Международный институт прикладного системного анализа, который уже финансируют правительства ряда стран. Для утверждения новой морали в нашем распоряжении имеются эффективные средства обучения и воспитания. В их основе лежит знание, опирающееся на достоверную информацию и культурный контекст нашего времени. Человечество должно найти в себе достаточно мужества, чтобы изменить подход к воспитанию молодежи, привить ей новую грамотность, современный язык общения с природой и свежие смыслы традиционных понятий.

Здесь нам придется многое начинать с нуля. Нужно срочно объявить конкурс на учебник по экологии для средней школы и подготовить учителей в этой области. Другая чрезвычайно важная задача – создание глобальной сети, объединяющей мировые экологические организации.

Среди ключевых проблем нашей цивилизации – разработка программы и стратегии создания ноосферы. В мире есть немало мест, которые морально готовы стать ноосферными центрами. В России такие точки можно найти в окрестностях старинных монастырей, например у Тихоновой Пустыни в Калужской области. Русская религиозная традиция вполне созвучна идеям коэволюции человека и биосферы.

Наметившаяся экологизация нашей цивилизации и необходимость энергичных действий в интересах всего мирового сообщества неизбежно приведут к многочисленным политическим последствиям. Пожалуй, самым важным из них станет постепенное изменение статуса ООН. Она обязательно должна принять на себя некоторые функции мирового правительства. Собственно, такой процесс уже начался. Однако однажды все же придется пересмотреть всю структуру организации.

При ООН необходимо создать консультативный орган, поскольку работа этой организации не может быть поручена только политикам. Такой консультативный совет должен объединять не столько представителей государств, сколько уполномоченных различных профессий, включая ученых как естественных, так и общественных наук. Это должна быть группа экспертов с известным послужным списком и моральным авторитетом, мнение которых имеет вес для всех стран. Такой совет можно назвать Палатой профессий или Кабинетом выдающихся деятелей. Этой группе людей должно быть поручено утверждение исследовательских программ и планов глобальной образовательной деятельности. В эпоху экологического кризиса, когда человечество выступает как единый вид, прозрачность информации и доступ к ней приобретают особое значение. Поэтому, помимо разработки планетарной стратегии отношений между человечеством и остальной биосферой, совет должен будет взять на себя ответственность за создание и контроль глобальной сети экологической информации.

XX в. был по сути веком предупреждения. В силу логики исторического развития его призвание состояло в том, чтобы предостеречь человечество, подготовить его к необходимости выработки нового сознания, новых способов жизни и действия. Выполнил ли он эту роль? Нет, по крайней мере, не полностью. Повторюсь, XX в. станет либо веком крайнего обострения смертельного кризиса, либо веком возрождения человечества. В настоящее время мы ведем гонку со временем. Что произойдет дальше – критическая эскалация глобальных угроз и крах нашей цивилизации или критический рост надежд, готовности и способности международного человеческого сообщества выработать новые, подлинно гуманные правила совместной жизни, способные спасти цивилизацию через ее обновление?

Ответ на этот вопрос зависит ото всех нас, живущих сегодня на планете.

Заявление М. Горбачева на пресс-конференции
(Киото. 20 апреля 1993 г.)

Мы собрались здесь, чтобы сообщить представителям СМИ о создании новой неправительственной глобальной экологической организации – Международный Зеленый Крест.

Человечество находится на переломном этапе своей истории. Мы являемся свидетелями серьезного кризиса, который может завершиться либо гибелью человечества, либо выходом к новой цивилизации. Совершенно очевидно, что такую проблему невозможно решить усилиями на национальном уровне. Нужно нечто качественно большее. Именно с этой целью мы собрались в этом прекрасном японском городе и провели первое заседание Совета попечителей Международного Зеленого Креста.

Идея создания всемирной организации в защиту окружающей среды родилась три года назад на Глобальном форуме духовных и парламентских лидеров за выживание человечества, в Москве. За прошедшее время состоялись многочисленные дискуссии специалистов в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Канаде и других странах.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро Всемирная парламентская встреча в верхах по проблемам экологии единогласно приняла резолюцию, учредившую в принципе Международный Зеленый Крест, и обратилась ко мне с предложением стать его первым президентом. После глубоких раздумий я согласился с этим предложением. Чувствую моральную ответственность, поскольку неоднократно выступал по вопросам охраны окружающей среды, в частности в ООН и на Глобальном форуме в Москве. Международная рабочая группа провела большую работу по подготовке созыва учредительной встречи совета попечителей. Сегодня я рад сообщить, что такая встреча состоялась здесь, в Киото, и на ней был принят ряд уставных документов. Это означает рождение Международного Зеленого Креста.

Человечество реально подошло к экологической революции, что требует глубоких размышлений и переоценки ценностей. Международный Зеленый Крест должен стать механизмом планетарного масштаба для выработки политики, адекватной вызовам времени. От Международного Зеленого Креста ждут большой интеллектуальной работы, содействия в выработке международного экологического права. Лучшие интеллектуальные силы мира будут привлечены к работе с целью оптимизировать отношения человека и среды обитания. Международный Зеленый Крест будет работать в тесном контакте с национальными и другими экологическими организациями, оказывать им посильную помощь. Земля подарила нам жизнь, сохраним жизнь матери-Земле!

Михаил Сергеевич Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний президент СССР (г. Москва).

https://www.gorby.ru/presscenter/news/show_30415/

Читайте также: