Западные инструкторы готовят радикалов для дестабилизации Центральной Азии – казахстанский эксперт

Основные угрозы безопасности Центральной Азии формируются на территории Афганистана, отметил 15 августа глава Минобороны России Сергей Шойгу. По его словам, западные страны активно взаимодействуют с местными радикалами для создания конфликтного очага в приграничных районах. В этой ситуации Москва считает ключевым приоритетом защиту своих союзников по ОДКБ. В ходе январского кризиса 2022 г. Казахстан уже засвидетельствовал эффективную работу коллективных сил организации. Подробнее об угрозах со стороны Афганистана и террористических группировок «Евразия.Эксперт» поговорил с экс-советником первого президента Казахстана, председателем Народной партии Казахстана Ермухаметом Ертысбаевым.

– Ермухамет Кабидинович, 15 августа – годовщина взятия Кабула талибами* (участники движения, запрещенного в РФ как экстремистское). Тогда, в 2021 г., правительство А.Гани бежало из страны, а вслед за ним ретировался американский военный контингент, находившийся в Афганистане с 2001 г. На Ваш взгляд, вынашивают ли радикальные исламисты планы по экспансии в страны Центральной Азии?

– Глубоко убежден, что радикальные исламисты на Ближнем и Среднем Востоке давно вынашивают планы по захвату Центральноазиатского региона, включая Казахстан. Во всяком случае, точно Южный Казахстан. В январские события 2020 г., вызвавшие всенародные протесты в 11 регионах Казахстана, включились множество спящих ячеек радикалов на юге страны. Президент не преувеличивал, когда говорил о террористической опасности. С этой точки зрения эта угроза существует. В средне- или долгосрочной перспективе.

Руководство страны знает об этом, Комитет национальной безопасности очень активно работает в этом направлении, предотвращая деятельность различных радикальных исламистских группировок. Несколько лет назад в Актобе была перестрелка. Десятки молодых людей из Казахстана прошли подготовку в лагерях в Ираке, Сирии и Турции, где британские инструкторы обучали их. И естественно, они являются частью плана по созданию тотального кризиса в регионе. Комитет национальной безопасности и другие спецслужбы постоянно противодействуют этому.

– Запад поддерживает религиозную оппозицию светским режимам в Центральной Азии и, в частности, в Казахстане. Какую роль в обеспечении безопасности в регионе в этих условиях играет Россия?

– Вы правильно подметили, что Запад поддерживает религиозную оппозицию, конечно, не в открытой форме. Но в этом направлении есть определенная работа. Исламистским радикалам дают жесткий отпор не только спецслужбы Казахстана. Вне всякого сомнения, Россия играет решающую роль в обеспечении безопасности именно в Центральной Азии. Безопасность воздушного пространства Казахстана обеспечивается со стороны России.

В Таджикистане расположена 201-я военная российская база и там более 7 тыс. военнослужащих, прошедших боевую школу в Афганистане и имеющих большой опыт. Наличие этой базы является препятствием для проникновения в регион афганских радикалов.

Российский фактор здесь играет большую роль. Радикальные группы прекрасно понимают риск вступления в конфликт с ядерной державой. Россия помогает решать вопросы безопасности центральноазиатских стран как на региональном, так и на государственном уровне.

– США и их сателлиты всячески оказывают давление на Казахстан, чтобы заставить его разорвать военное и экономическое сотрудничество с Россией. Может ли Казахстан поддаться на провокации Запада?

– Казахстан ни при каких обстоятельствах никогда не свернет отношения с Российской Федерацией. Как говорил Наполеон, политика государства определяется его географией. Имея 8 тыс. км сухопутную и морскую границу с Россией, ни на какие провокации Запада Казахстан никогда не пойдет. В то же время санкционный режим мы соблюдаем, потому что если санкции будут применены и против Казахстана, то наша экономика не выдержит этого.

Отношения с Россией для нас очень важны. В октябре ожидается визит Путина в Казахстан. У нас большой товарооборот – по итогам прошлого года $26 млрд. В этом году этот показатель может перевалить за $30 млрд из-за большого наплыва россиян и переезда сюда российских фирм по известным причинам. В рамках ОДКБ и Таможенного союза у нас прекрасные отношения. Конечно, возникают определенные вопросы и проблемы, но они решаются в рабочем порядке.

– По данным КНБ Казахстана, в стране запрещена деятельность 23 террористических и экстремистских организаций. По разным подсчетам, в Казахстане действуют более 20 тыс. сторонников радикально-экстремистских сил, большинство из которых сосредоточено на юге (Туркестанская область и город Алматы), западе (Атырау и Актобе) и в центре (Карагандинская область и город Астана). Как Вы думаете, что может привести к активизации «спящих» ячеек в Казахстане?

– Действительно, в Казахстане действуют более 20 тыс. сторонников радикально-экстремистских сил. Эту цифру в январе 2022 года озвучивал Токаев. Иными словами, эта информация есть в Комитете национальной безопасности, хотя на самом деле число нападавших на Алматы было меньше: от 5 до 7 тыс. 6-8 января по 30-40 вагонов с радикалами из Алматы уезжали в сторону Астаны, Павлодара и на север страны.

На мой взгляд, к активизации спящих ячеек в Казахстане могут привести внешние факторы, например, ослабление России. У Казахстана сразу возникнут колоссальные проблемы. Этого не понимают казахские националисты, которые пропагандируют русофобию и пытаются разжечь пожар. Они желают больших неприятностей своему государству и народу.

– На данный момент около 25 млн человек в Афганистане находятся на грани голода, поскольку счета афганского правительства – примерно $9 млрд – остаются замороженными в банках Европы и Америки. Каков риск того, что под руководством экстремистских лидеров эти люди с оружием хлынут на территорию Центральной Азии?

– Западные элиты не будут решать вопросы продовольственной безопасности. В этой ситуации испытывающие голод радикалы из Афганистана могут хлынуть в Центральную Азию. США намеренно оставили в Афганистане оружие на многомиллиардную сумму. При желании с точки зрения логистики это все можно было вывезти через Казахстан, Южный Кавказ и Турцию. В 2008-2009 гг. через Актау в Афганистан завозилось очень много военной техники.

– В одиночку с большинством вызовов ХХI века – терроризмом, наркотрафиком, иными трансграничными угрозами справиться невозможно. Как Вы оцениваете роль ОДКБ в деле поддержания безопасности и стабильности в регионе ЦА и в частности, в Казахстане?

– Вы сами перечислили основные факторы очень активной работы Казахстана, который тесно взаимодействует со спецслужбами Афганистана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана по борьбе с террористами и наркотрафиком. И без активного сотрудничества решить эти вопросы невозможно. Есть соглашения между Китаем и всеми центральноазиатскими странами по борьбе с терроризмом и сепаратизмом. В рамках Шанхайском организации сотрудничества это важнейшее направление. Но ОДКБ нет абсолютной альтернативы.

Январские события показали, что ОДКБ очень эффективно работает. Войска ОДКБ вовремя прибыли и остановили террористов. Когда те узнали, что прибудут войска ОДКБ, то попытались захватить алматинский аэропорт. Поэтому ОДКБ очень оперативно и быстро действовала в этой ситуации.

Благодаря России у Казахстана безопасное небо. Все 32 года независимости Казахстана безопасность его воздушного пространства обеспечивает Россия.

Поэтому ОДКБ играет очень большую роль в плане безопасности и стабильности во всем центральноазиатском регионе. Я глубоко убежден, что в перспективе к ОДКБ присоединятся Узбекистан и Туркменистан. Сейчас начался передел мира, и в этом плане выживут и безопасно будут себя чувствовать только те государства, которые ведут активную работу в каком-нибудь военном межгосударственном союзе. С Россией у нас глубокие исторические корни, которые нас больше соединяют, чем разъединяют.

Евразия.Эксперт. 15.08.2023

Читайте также: