Мир перемен. 2024. № 1.

Мир перемен. 2024. № 1.
содержание резюме

СОДЕРЖАНИЕ

Непонятый пророк
М. Горбачев. Вызовы лидерству: мир и структура управления
М. Горбачев. Россия: вчера, сегодня, завтра
М. Горбачев. Ближний Восток в контексте нового мышления. Перестройка и еврейская эмиграция

Дилеммы глобализации
В. Кувалдин. Тернистый путь к глобальному миру-3 XXI в.

Экономика
Ю. Князев. Экономический и технологический суверенитет: проблемы становления
Б. Шмелев. Союзное государство России и Белоруссии: миф или реальность?
Л. Вардомский, В. Головин, Е. Головина. Центральная Азия в меняющейся системе международных отношений
О. Славинская. Рынок творческого труда: региональные аспекты

Политика
И. Синицина. Польша на перепутье
С. Багликов. Международная помощь: эволюция подходов

Региональные сообщества
Н. Степанов. Почему ШОС не удается выработать единую экономическую стратегию?
А. Кива. БРИКС: новые возможности и новые трудности

Гражданское общество
А. Ципко. Русский национальный характер и евразийство А. Дугина: в чем противоречие?

РЕЗЮМЕ

В. Кувалдин. Тернистый путь к глобальному миру-3 XXI в.
«Современное состояние мировой экономики: глобализация или деглобализация» – круглый стол под таким названием прошел год назад в Институте экономики РАН. Он вызвал не только большой интерес, много откликов, но и задал старт в научном мире серьезной дискуссией. На страницах нашего журнала мы попросили некоторых участников продолжить размышления на тему глобализации. Предлагаем первую статью цикла, сделанную автором по мотивам его доклада на упомянутом круглом столе.

DOI:10.51905/2073-3038_2024_1_26

Ю. Князев. Экономический и технологический суверенитет: проблемы становления
В последнее время проблематика государственного экономического и технологического суверенитета стала широко проникать в научный дискурс. На эту тему начали активно рассуждать по причине происходящих в мире геополитических перемен, связанных с очевидными издержками глобализации и желанием многих государств защитить себя от доминирования бенефициаров экономической интеграции. В России вопрос об укреплении суверенитета встал после развернувшегося санкционного давления на нее в связи с воссоединением Крыма в 2014 г. и особенно после начала российской специальной военной операции (СВО) в феврале 2022 г. Одним из центральных вопросов этой тематики стало практическое расхождение между необходимостью и возможностью достижения государственного суверенитета в экономической и технологической сферах.

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_36

Б. Шмелев. Союзное государство России и Белоруссии: миф или реальность?
Распад СССР привел к крушению Ялтинско-Потсдамской системы, особенностями которой были биполярность, конфронтационность и в то же время управляемость с помощью механизма договоренностей двух сверхдержав. Новая система характеризовалась режимом монополярности, при котором доминировала одна сверхдержава – США. Однако в силу неравномерности развития в мире сформировались новые центры силы, одним из которых стала Россия. Начала складываться система многополярности, что означало резкое сокращение возможностей для господства США в мире, хотя их роль как системообразующего фактора международных политических и экономических отношений сохраняется. Россия ведет ожесточенную борьбу за утверждение новых правил поведения государств в мире. В ответ на санкционную войну, объявленную ей США и их союзниками, РФ стремится создавать новые экономические и политические союзы, реформировать те из них, которые были созданы ранее. В противостоянии с коллективным Западом особое значение приобретает Союзное государство России и Беларуси, которое представляет сегодня наиболее продвинутый на постсоветском пространстве интеграционный проект, позволяющий обеим странам выдерживать давление со стороны Запада. Развитие Союзного государства теснейшим образом увязано с углублением двустороннего российско-белорусского сотрудничества. Речь идет о взаимосвязанном процессе, отвечающем интересам обоих государств.

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_53

Л. Вардомский, В. Головин, Е. Головина. Центральная Азия в меняющейся системе международных отношений
Страны Центральной Азии (ЦА), располагаясь в глубине Евразии, демонстрируют высокие темпы роста населения и экономики. Рост экономики во многом обусловлен участием в разных евразийских интеграционных объединениях. Санкционное давление на Россию изменило геоэкономические условия развития стран ЦА, поскольку выросла конкуренция внешних игроков за влияние в регионе. Перспективы стран ЦА в меняющемся мироустройстве зависят от обеспечения устойчивого развития в условиях роста населения при дефиците водных и земельных ресурсов. Этот рост может обеспечить сопряжение ЕАЭС, СНГ, ШОС и других региональных объединений, в которых они участвуют. В рамках такого сопряжения наиболее важными стали координация и кооперация действий РФ и КНР при реализации проектов экономического сотрудничества со странами ЦА.

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_68

О. Славинская. Рынок творческого труда: региональные аспекты
Статья посвящена рынку творческого труда и региональным аспектам, которые оказывают влияние на уровень заработной платы творческих работников. В частности, исследуется рынок творческого труда в театральной сфере, рассматривается ситуация, сложившаяся на рынке театральных услуг за последнее время. Ситуация анализируется на примере государственных театров, подведомственных Министерству культуры РФ.

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_86

И. Синицина. Польша на перепутье
Итоги парламентских выборов в Польше 15 октября 2023 г. привлекли внимание не только в странах Центральной Восточной Европы (ЦВЕ), но и получили широкий общественный резонанс на всем европейском пространстве. Происходящее в Польше в течение нескольких месяцев после выборов может оказаться не менее поучительным. Стало ясно, что новые власти столкнулись с серьезными проблемами при восстановлении верховенства закона и конституционного порядка. Закономерный интерес вызывают вопросы, как стала возможна победа оппозиции в Польше и какие проблемы возникают на пути восстановления демократических основ и верховенства закона, преодоления последствий популистского курса в экономике и других сферах жизни общества.

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_97

С. Багликов. Международная помощь: эволюция подходов
В статье рассматривается развитие теоретических подходов к международной помощи и процесса ее эволюции как института с позиций экономики, социологии и политики. Главный вывод статьи заключается в следующем. Решение о предоставлении помощи и ее объемах не может быть рассмотрено без внимания к политическим факторам. Заинтересованные в помощи акторы (государства, НПО, бизнес-структуры) руководствуются разными императивами. Однако разнообразие теоретических подходов помощи обосновывает для них ее предоставление. Характер помощи определяется равновесием между различными интересами.

DOI: 10.51905/2073-3038_2023_4_114

Е. Калоева. Политическая элита на Западных Балканах глазами балканских аналитиков
Общественные перемены в странах Юго-Восточной Европы в конце XX – начале XХI в. в значительной степени были обусловлены ролью политических элит, которые принимали активное участие в принятии стратегических решений, формировании рыночной экономики и гражданского общества. В статье рассматриваются характерные черты политических элит в странах Западных Балкан, и прежде всего в Сербии, а также такое укоренившееся явление, как «политическое долгожительство», характерное для многих постсоциалистических стран.

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_114

Н. Степанов. Почему ШОС не удается выработать единую экономическую стратегию?
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – международная организация, в которую сейчас входят девять государств. В первые несколько лет ее существования основное внимание уделялось политике безопасности, в настоящее время ШОС превратилась в региональную наднациональную организацию с различными приоритетами – экономика, торговля, технологии, культура, энергетика и туризм. В статье обоснован огромный экономический потенциал организации ШОС, который на данный момент не используется из-за торговых и санкционных барьеров, из-за сложных отношений между КНР и Индией. Показано, что ШОС обременена внутренними конфликтами, соперничеством и противоречиями между государствами-членами и поэтому ограничена в своих возможностях действовать; сложившиеся ограничения приводят к тому, что экономические отношения переходят в плоскость двусторонних контактов между странами-участницами и это приводит к фрагментации внутри ШОС: Китай сотрудничает со странами Центральной Азии, аналогичные связи прослеживаются и в части российской стороны. Результатом исследования является вывод, что в сложившейся ситуации экономические отношения внутри ШОС фрагментируются и уходят от единой концепции для реализации имеющегося потенциала.

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_136

А. Кива. БРИКС: новые возможности и новые трудности
Сначала было слово, точнее аббревиатура – БРИК. Начальник аналитического отдела глобальных экономических исследований американского инвестиционного банка Goldman Sachs Дж. О’Нилл в 2001 г. выделил четыре крупные страны – Бразилию, Россию, Индию и Китай как быстро растущие. Первые буквы названия этих стран образовали акроним – БРИК. Что стоит отметить? Во-первых, все четыре страны приняли не ими созданный акроним БРИК, который после присоединения к образованию в 2011 г. Южной Африки трансформировался в БРИКС. Во-вторых, что же это такое – альянс, группа, клуб, коалиция? На деле БРИКС – не столько экономическая, сколько геополитическая реальность, появление которой если и не покончило с доминированием США на международной арене, то сильно подорвало его.

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_148

А. Ципко. Русский национальный характер и евразийство А. Дугина: в чем противоречие?
На последнем Валдайском форуме муж К. Собчак, художественный руководитель Театра на Малой Бронной К. Богомолов, заявил, что русскому человеку вредны «простое человеческое счастье, блага комфортной жизни», что все это «зараза, навязанная нам Западом». И неважно, что совсем недавно его супруга показывала публике свои роскошные загородные хоромы, с отдельным бассейном. И получается, что «Россия – не Запад», ибо ей чужд комфорт простого человеческого счастья. По этой логике, двадцать процентов населения современной России, которые живут за чертой бедности, являются самыми русскими и больше всего соответствуют «русской идее».

DOI: 10.51905/2073-3038_2024_1_168

Читайте также: