В Белграде признали путь в ЕС безальтернативным

Геннадий Петров


У Сербии нет иного пути, кроме присоединения к Европейскому союзу, заявила премьер-министр этой страны Ана Брнабич. Тем самым она дезавуировала слова сербского президента Александара Вучича. Тот, пусть и в весьма расплывчатых выражениях, допустил вариант, при котором Сербия когда-нибудь может выбрать не Евросоюз, а проект с участием России. По мнению экспертов, Ана Брнабич лишь обрисовала реальный внешнеполитический курс Сербии. Несмотря на пророссийские симпатии и совершенно явное нежелание отказываться от Косово, Сербия не будет ссориться с Западом и поддерживать РФ в конфликте с Украиной.

Ана Брнабич приняла участие в дискуссии, которая была посвящена перспективам евроинтеграции Сербии. Дискуссию организовал в Белграде панъевропейский новостной портал Euroactiv.

В своей речи она назвала вступление в ЕС стратегическим приоритетом Сербии. «Экономически мы уже в Евросоюзе. А культурно, географически и исторически мы были и есть частью европейского континента и европейской семьи народов. И я не думаю, что у нас есть план «Б» на этот счет», – сказала Брнабич.

Она упомянула и Россию, уделив ей, впрочем, немного места. Брнабич ограничилась лишь констатацией того, что нормализация отношений с Косово и санкции против РФ – это два нерешенных вопроса, которые препятствуют евроинтеграции страны. Их решения действительно добиваются от Белграда в Брюсселе. Между тем переговоры об официальном «разводе» Белграда и Приштины идут с трудом. Сербия добивается от Косово автономии для сербского меньшинства, Косово от Сербии – если не юридического признания независимости, то снятия препонов на пути вступления косоваров в международные структуры. За последнее – Евросоюз и США. Собственно, под термином «нормализация отношений» там и имеют в виду снятие взаимных претензий двух былых частей одного государства друг к другу. Что касается санкций в отношении РФ, то Сербия к ним не присоединилась. Возможность такого присоединения некоторые сербские официальные лица, тот же Вучич, пусть не без сожалений, но допускали, однако этого нет. По отношению к российско-украинскому конфликту Сербия занимает позицию нейтралитета. Это, правда, не помешало той же Брнабич заявить в марте о «солидарности с населением Украины» и осудить, не называя какую-либо страну, «применение силы, противоречащее международному праву».

Заявление Брнабич прошло бы совсем незамеченным, не выскажись до нее на ту же тему Вучич. На пресс-конференции 18 июня он, сообщив, что «пока я президент, Сербия останется на европейском пути», вместе с тем указал: его страну в Евросоюзе видеть не хотят. Когда журналист задал прямой вопрос, что Вучичу ближе, ЕС или БРИКС, глава государства ответил, что у этого объединения Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки «большое будущее». Напомнив, что многие страны собираются туда вступить, сербский лидер не исключил вариант, что со временем кое-кто захочет, по его выражению, «вырваться из-под сапога доминирования Запада». И этим кем-то может быть и Сербия. «Но это будет вопрос для новых поколений сербов, через 10 и 20 лет», – сделал вывод Вучич.

Было не очень понятно, чем является это признание, свидетельством грядущего поворота во внешней политике страны или лишь реверансом избирателям президента, среди которых много симпатизирующих России. Заявление премьер-министра означает, что верно последнее, а не первое.

Научный сотрудник Института славяноведения РАН Яков Смирнов в комментарии «НГ» обратил внимание на то, что Брнабич весьма точно описала подход Сербии к евроинтеграционным процессам: если вы хотите стать частью какого-то клуба, вы должны уважать его правила. В этом плане ни ключевая информационная повестка, ни государственная линия за последние 15 лет не изменились: страна уверенно идет к ЕС. «Объективно это оправдано целым рядом причин: объем торговли Сербии с ЕС на несколько порядков превышает аналогичные показатели в отношении Китая или России. Львиная доля общих границ Сербии – со странами ЕС. В этом смысле присоединение к блоку продиктовано исключительно практическими потребностями – а текущее руководство страны себя проявляет как раз практиками. Именно поэтому Сербия – одна из немногих стран на Балканах, показывающая уверенный рост ВВП в последние годы. Чтобы заставить ее свернуть с этого пути – нужно предложить Белграду нечто большее и значимое, что в текущих реалиях не представляется возможным ни для одного из крупных международных игроков», – полагает Смирнов.

Независимая газета. 05.07.2023

Читайте также: