МЭФ-2023. "Новая индустриализация в ЕАЭС: совместные шаги правительств. Проекты предприятий для обеспечения технологического суверенитета"
5 апреля в рамках Московского экономического форума (МЭФ) состоялась сессия «Новая индустриализация в ЕАЭС: совместные шаги правительств. Проекты предприятий для обеспечения технологического суверенитета».
Модератором выступил Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.
Участие в сессии приняли: заместитель директора департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Георгий Арзуманян, советник президента ОАО «Кыргызиндустрия» Вероника Исаева, заместитель директора ОАО «Кыргызиндустрия» Шамиль Борончиев, академик РАН, член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев, генеральный директор ООО «Амкодор-Онего» Игорь Дроздов, директор Исполнительной дирекции ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Умирсерик Ержанов (видеосвязь), вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Армения Карен Иванов, председатель Русского экономического общества имени С.Ф.Шарапова, доктор экономических наук (видеосвязь) Валентин Катасонов, генеральный директор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимир Боглаев.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы промышленной кооперации в рамках Евразийского экономического союза, механизмы финансирования и согласованное промышленное развитие стран, а также возможности увеличения спроса в рамках ЕАЭС и совместного продвижения товаров в третьи страны.
Открывая сессию, модератор Дмитрий Курочкин отметил, что представители торгово-промышленных палат стран ЕАЭС провели большую работу, чтобы было определено понятие промышленных кооперационных проектов и создано льготное финансирование таких проектов с участием трех и более стран ЕАЭС, которое начнет действовать с 2024 года.
«Мы пытаемся выработать общие подходы, консолидированные позиции, чтобы отстаивать интересы предпринимателей наших стран, прежде всего промышленников как на национальном, так и на наднациональном уровне», – отметил Дмитрий Курочкин.
Представитель Евразийской экономической комиссии Георгий Арзуманян пояснил, что на уровне глав государств ЕАЭС неоднократно поднимались вопросы промышленной кооперации. По итогам исследования этой области выяснилось, что до сегодняшнего дня в ЕАЭС не было наднациональных механизмов поддержки кооперационных проектов, проектов с интеграционным потенциалом.
Политическое согласие на финансирование проектов промышленной кооперации уже получено. Источником финансирования долевые взносы государств — членов ЕАЭС в размере 10% от антидемпинговых пошлин. Корпоративным проектам будет возмещаться часть процентной ставки по кредитам. Объем поддержки составит порядка 20 миллионов долларов на проекты на сумму в 16-17 миллиардов рублей в год. В пилотном режиме реализации такой поддержки продлится 5 лет.
Кооперативные промышленные проекты должны соответствовать нескольким критериям: участие в них должны принимать минимум три страны ЕАЭС, это должны быть производства, обеспечивающие выпуск продукции с добавленной стоимостью, в рамках проектов должны создаваться или модернизироваться производства, а их реализация должна увеличивать объем взаимной торговли и инвестиций.
Окончательное решение о финансировании будет приниматься на уровне совета Евразийской экономической комиссии.
Со своей стороны советник Президента ОАО «Кыргызиндустрия» Вероника Исаева отметила, что сегодня кооперация стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Раньше считалось, что должны интегрироваться приблизительно равным экономическим развитием. Но геополитическая обстановка требует от ЕАЭС идти против теоретических законов. Сегодня кооперация ЕАЭС имеет и политический контекст, но и экономический эффект от нее позволяет говорить о развитии всего объединения.
«После развала СССР самый серьезный удар был нанесен по промышленности и кооперационным связям между бывшими республиками Союза. Три страны ЕАЭС из пяти практически полностью зависят от экспорта ресурсов», — отметила Исаева.
Сегодня перед ЕАЭС стоит задача развивать интеграцию и кооперацию в области промышленности. Работа должна вестись как на уровне государственных, так и частных компаний. Приоритетными могут быть проекты в области электронной промышленности, машиностроения.
Вероника Исаева также рассказала, что с прошлого года Кыргызская Республика занимает лучшие показатели по ВВП в ЕАЭС, в стране взят курс на создание промышленных объектов. С этой целью была создана госкорпорация.
Замдиректора ОАО «Кыргызиндустрия» Шамиль Борончиев также подтвердил, что сегодня много внимания уделяется интеграционным проектам. При этом всегда нужны операторы от каждой страны, которые помогают наладить кооперацию. «Кыргызиндустрия» и должна стать таким оператором. Госкорпорация получила финансирование в размере 1 миллиарда сомов. Некоторые проекты, поддерживаемые «Кыргызиндустрией», могут стать кооперационными.
«Наша основная задача – реанимировать и как-то развивать производственную отрасль. Все знают, что промышленность является локомотивом экономики», — отметил Шамиль Борончиев.
Вице-президент ТПП Армении Карен Иванов отметил, что его страна активно взаимодействует с РФ в рамках интеграционных проектов.
«Нельзя недооценить значимость развития между компаниями РФ и Армении как в промышленности и АПК, так и в других сферах экономической деятельности», — подчеркнул Карен Иванов.
Он также подчеркнул, что за прошлый год проделана колоссальная работа — создан проектный офис, который может стать буфером между ЕЭК и предпринимательским сообществом союзных государств. Однако сегодня есть барьеры, которые пока мешают более плотной интеграции. В качестве примеров было приведено выведение из российских торговых сетей продукции из Армении, а также введение квот на импортные товары в Белоруссии.
Доктор экономических наук Валентин Катасонов продолжил мысль о барьерах, отметив, что многие проекты реализованы не благодаря, а вопреки. Существующий барьеры носят не технологический, а глобальный политэкономический характер. Невозможно выстроить идеальные научные и производственные отношения между странами ЕАЭС, если не будут восстановлены другие элементы их отношений.
При этом Катасонов подчеркнул, что кооперироваться могут только суверенные государства. Если у государства нет суверенитета или он неполный, то такая кооперация не сможет быть полноценной и устойчивой. При этом кооперация может происходить только согласно тем программам, которые заложены в национальную экономику. И в связи с этим новое значение приобретает ориентация на экономику свободного рынка, запрограммированную на такой результат, как прибыль.
«Если участники кооперационных связей запрограммированы на финансовый результат в виде прибыли, то все эти кооперационные связи не являются устойчивыми», – подчеркнул ученый.
В свою очередь представитель Союза машиностроителей Казахстана Умирсерик Ержанов отметил, что в Казахстане имеется огромный потенциал для импорта машиностроения. В стране также готовы создавать предприятия, которые смогут работать в кооперации с предприятиями других стран.
Однако иногда приходится сталкиваться с барьерами. В качестве примера Умирсерик Ержанов привел ограничения на проходимость, введенную для железнодорожного транспорта на границах между странами.
Генеральный директор ООО «Амкодор-Онего», специализирующейся на производстве лесозаготовительной техники, Игорь Дроздов отметил, что импорт такой техники сегодня ограничен, но спрос есть. Предприятие находится только вначале фазе работы, поэтому кооперация очень важна. Это может быть поставка деталей и комплектующих, а также размещение изготовления узлов, которые в дальнейшем будут использованы при производстве машин.
«Если говорить о кооперации по программе, которая ранее обсуждалась, где речь идет о том, чтобы задействовать в кооперации три и более стран, то в этом уже заключается проблема», — отметил Игорь Дроздов.
По его мнению, основные компетенции в машиностроении сосредоточены в Российской Федерации и Республике Белоруссии. Поэтому тяжело было бы поучаствовать в такой программе. Промышленник предложил участникам дискуссии ответить на один вопрос: будет ли это промышленности или банков? И тут важно понимать, что субсидиарное кредитование через банки это всегда история про поддержку банков.
Кроме того, для развития кооперационных связей необходимо создать информационную базу, которая аккумулировала бы информацию о площадях и мощностях, которые можно было бы использовать для их развития.
Гендиректор «Череповецкого литейно-механического завода» Владимир Боглаев продолжил дискуссию об участии банков в субсидировании промышленности. По его словам, 60% предприятий сразу лишаются возможности получить поддержку, так как предприятий, которые могут предоставить необходимый объем залогов, критически мало.
Для кооперации, как заметил Владимир Боглаев, необходим общий большой рынок, так как он позволяет создавать массовое производство, снижать себестоимость продукции и повышать ее качество.
Боглаев напомнил, что его предприятие создало совместно с Минским транспортным заводом союзный трактор, в котором используются комплектующие, производящиеся в России и Белоруссии. Вместе с тем, в России ужесточаются требования к локализации производства комплектующих. А это значит, что придется отказываться от комплектующих из Белоруссии. Для кооперации в рамках ЕАЭС нужна согласованность в работе и снижение дублирования производств.
По итогам мероприятия было отмечено, что для повышения кооперации между промышленниками ЕАЭС необходимо наладить диалог и изменить многие подходы, которые до сих пор сохраняются и у производителей, и у правительств.
МЭФ. 05.04.2023