Запад не сможет компенсировать потери Центральной Азии от сворачивания отношений с РФ и КНР

В конце февраля 2023 года глава Госдепартамента США отправился в турне по Центрально-Азиатскому региону. От осторожных программ помощи Дональда Лу США перешли к напористому давлению. С чем это связано и есть ли у Вашингтона другие способы воздействовать на «пятерку», в интервью Ia-centr.ru рассказал эксперт по Центральной Азии Дмитрий Попов.

- Публичная риторика США проявилась во время визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Центральную Азию. Чем объясняется ужесточение требований США к независимым государствам Центральной Азии?

- Публичную риторику госсекретаря США Блинкена во время турне по странам Центральной Азии можно охарактеризовать как вызывающую и бесцеремонную, что, впрочем, характерно для общего стиля американской внешней политики в последнее время и особого удивления не вызывает.

Рассуждая о якобы «российской агрессии» и посылая предостережения Китаю, зарубежный гость поставил своих партнеров по переговорам в регионе в откровенно неудобное положение, открыто игнорируя тот факт, что они являются стратегическими партнерами Москвы и Пекина и на официальном уровне отнюдь не разделяют наиболее одиозные западные оценки событий на Украине.

На этом фоне довольно нелепо смотрелись попытки главы американской дипломатии смягчить общее впечатление от сделанных заявлений комплементами в адрес реформ, проводимых в Казахстане и Узбекистане, стремлением обойти чувствительную для местных «режимов» тему прав человека и демонстрацией нарочитого интереса к культуре и истории среднеазиатских республик.

С другой стороны, в условиях обострившегося глобального конфликта России и Запада вряд ли можно было ожидать от визита госсекретаря США в соседние с Россией страны иного посыла. Ведь очевидно, что его основная цель - «вбить клин» между нашими государствами, навязать республикам Центральной Азии антироссийский курс, по возможности перетянуть их на свою сторону в противостоянии с Москвой.

По мере повышения ставок в украинском кризисе Вашингтон отбрасывает любые дипломатические приличия и стремится усилить давление на всех «неопределившихся» участников международного сообщества, среди которых постсоветские республики являются приоритетной целью.

- Будут ли США пересматривать механизмы воздействия на страны Центральной Азии? Какие специфические инструменты влияния - «мягкие» и «жесткие» - теперь будут использоваться чаще?

- В распоряжении Соединенных Штатов существует обширный набор инструментов влияния на другие страны, который включает в себя политические, информационные, экономические, военные, культурно-гуманитарные и иные меры.

К ним относятся санкции, работа с оппозицией, финансирование некоммерческих организаций, поддержка экстремистских и националистических движений, прямая вооруженная экспансия и многие другие методики вмешательства во внутренние дела иностранных государств, применение которых США отточили лучше всех в мире.

Поскольку в текущей борьбе с Россией определяется, по существу, будущая модель международных отношений и судьба так называемого американского глобального лидерства, нет особых сомнений в том, что Вашингтон будет готов использовать любые из этих средств для реализации своих целей в Центральной Азии, лишь бы они вели к поставленной за океаном цели - «стратегическому поражению» Москвы.

Другое дело, что возможности США не безграничны, и в настоящее время их влияние в регионе ощутимо меньше, чем десять-пятнадцать лет назад, когда здесь располагались американские военные базы и осуществлялись «цветные» государственные перевороты.

Сегодня такие устремления наталкиваются на усилившееся противодействие России и Китая и возросшую осторожность местных элит, которые на примере Украины видят, чем чревато слепое следование в фарватере американской политики.

- Как на отношения Вашингтона с Центральной Азией влияют их попытки ограничить связи региона с Россией и Китаем?

- На мой взгляд, крайне негативно. Соединенные Штаты ставят государства Центральной Азии перед неприемлемым выбором, оказывая на них при этом довольно грубое давление. Вряд ли это благоприятно влияет на отношение к США в регионе.

В Вашингтоне не хотят учитывать, что любая из среднеазиатских республик теряет от сворачивания сотрудничества с Москвой и Пекином существенно больше, чем сегодня может дать Запад.

- До 2022 года США традиционно работали по нескольким темам: приграничные конфликты, реформы государственных органов, права человека, подрыв отношений по линии ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, перевод информпространства на национальные языки. Что изменилось за год?

- После начала специальной военной операции России по защите Донбасса приоритетной задачей для работы американских дипломатов, СМИ и НКО в Центральной Азии стало освещение конфликта на Украине в выгодном для США ключе.

С целью дискредитации России и оправдания собственной политики они вбрасывают в информационное пространство региона превратно интерпретированные факты, а порой и откровенные фейки, касающиеся, к примеру, якобы «принудительной мобилизации» в России среднеазиатских трудовых мигрантов, несуществующих «военных преступлений» российской армии, якобы имеющихся у Москвы планов по осуществлению «крымского сценария» в северном Казахстане и так далее.

- США традиционно тесно сотрудничают с Лондоном и странами ЕС. Ваши прогнозы - продолжат ли они тесно работать в Центральной Азии и для чего каждой стороне нужна такая кооперация?

- Соединенные Штаты, Великобритания и Европейский союз всегда в той или иной мере координировали свой курс на постсоветском пространстве и стремились действовать здесь сообща, что, на мой взгляд, является сильной стороной их политики и позволяло во многих случаях добиваться кумулятивного эффекта.

При определенном разделении труда сторон ведущую роль в этой связке традиционно играл Вашингтон, который определял общие стратегические цели, будь то борьба с международным терроризмом в Афганистане, обеспечение энергетической независимости Европы за счет строительства транскаспийских трубопроводов в обход России или противодействие Москве на украинском направлении.

В условиях обострившейся конфронтации с Россией Вашингтону удалось еще сильнее консолидировать коллективный Запад, что нашло отражение в том числе в действиях партнеров США в Центральной Азии.

За последний год западные страны провели в регионе серию различных форумов, встреч, визитов, других мероприятий со схожей антироссийской повесткой, к числу которых относится и нынешняя поездка госсекретаря Блинкена в Казахстан и Узбекистан.

В этот же период наблюдались многочисленные попытки активизировать военно-политические связи между государствами НАТО и центральноазиатскими республиками, многие из которых стороны старались не афишировать перед широкой общественностью.

Учитывая сказанное, уместно предположить, что Вашингтон постарается сохранять налаженное взаимодействие со своими европейскими сателлитами на внешнем контуре так долго, как это будут позволять обстоятельства.

- Появились ли у США реальные альтернативные проекты в экономике и безопасности для стран Центральной Азии? Что они могут предложить региону взамен ЕАЭС, ОДКБ и ШОС?

- У Соединенных Штатов нет и по существу никогда не было конструктивных интеграционных проектов для региона. Большинство их предложений направлены не на реальное развитие Центральной Азии, а на подрыв инициатив, укрепляющих здесь положение России и Китая.

Яркое тому подтверждение - заявление Блинкена в Казахстане о выделении дополнительного пакета экономической помощи центральноазиатским странам в размере $25 млн. Эти средства, ничтожные в масштабах региона, пойдут не на инвестиции, а на продвижение целей американской экономической политики - создание торговых маршрутов в обход России, развитие транскаспийской инфраструктуры и так далее.

- Существует ли прямая зависимость между ситуацией на украинском направлении и давлением США на страны Центральной Азии?

- Безусловно, существует. По мере расширения масштабов противостояния России и Запада геополитическое давление США на государства, сотрудничающие с нашей страной, будет неизбежно нарастать.

Чтобы вынудить Соединенные Штаты прекратить его или сделать его бесперспективным, России необходимо завершить конфликт на Украине на своих условиях. Это принципиально изменит расклад сил не только на постсоветском пространстве, но и в мире в целом.

Беседовала Дарья Матяшева

ИАЦ МГУ. 02.03.2023

Читайте также: