Экономический оптимизм в России выше, чем на Западе

Михаил Сергеев


Озабоченные проблемами собственной страны россияне будут шокированы негативными общественными настроениями практически во всех странах первого мира. Экономический оптимизм в самых развитых странах упал до исторического минимума: на улучшение жизни в перспективе пяти лет надеются меньше четверти населения в крупнейших европейских странах. Такие данные опубликованы в ежегодном «Барометре доверия» американской компании Edelman. В России же аналогичные опросы показывают значительно более высокий уровень экономического оптимизма. Эксперты объясняют этот парадокс тем, что Россия уже «находится на дне», тогда как развитые страны продолжают сползать к собственному «дну» нарастающего пессимизма и недоверия к своим правительствам. Примечательно, что наибольшее доверие жители первого мира испытывают к бизнесу, а не к политикам или общественным активистам.

Экономический оптимизм упал за последний год практически во всех странах мира – за самыми редкими исключениями. «Моя семья и я будем жить лучше через пять лет» – так считает явное меньшинство жителей развитых стран: от 9% в Японии до 12–15% в Италии и Германии. Максимальный уровень экономического оптимизма среди стран первого мира отмечается в США, где улучшений ждут 36% респондентов. Таковы данные нового исследования Edelman Trust Barometer 2023. Экономический оптимизм в 24 наиболее развитых странах снизился до исторического минимума, поскольку рекордно низкое число жителей надеются, что их семьи станут жить лучше в обозримой перспективе.

Уровень экономического оптимизма в разных странах (нижний ряд цифр – изменение по сравнению с 2022-м годом). Источник: Edelman Trust Barometer, 2023

Среди персональных опасений в мире доминирует угроза потери работы (89%) и потерь от высокой инфляции (74%). Среди угроз существованию 72% называют угрозу ядерной войны, дефицита продовольствия (67%) или нехватки энергии (66%). Об угрозах изменения климата говорят 76% респондентов Edelman Trust Barometer.

Замеры экономического оптимизма в России американская компания Edelman не проводила. Поэтому для сравнения можно напомнить недавние опросы фонда «Общественное мнение (ФОМ)» об экономических ожиданиях не на пять лет, а только на 2023 год. По данным ФОМ, около 45% россиян полагают, что 2023 год для них будет лучше прошедшего 2022-го. Позитивные ожидания связаны в первую очередь с надеждами на окончание «военной спецоперации», а также на повышение доходов. При этом 9% респондентов полагают, что наступивший 2023 год для них будет хуже 2022-го. Эти пессимисты прогнозируют, что «военная спецоперация» продолжится, вырастут цены и снизятся доходы населения. При этом в самом ФОМ указывают на весьма условную сопоставимость российских опросов с «барометром» Edelman, поскольку вопрос об ожиданиях на 2023 год в РФ ставился в более широком смысле, а не только как сугубо экономические изменения. «Вопросы ФОМ были сформулированы шире, чем «about the economic prospects», и они задавались в том числе и про общие ожидания от наступающего года», – сообщила «НГ» Татьяна Золотухина, начальник отдела координации работ ФОМ.

Самый высокий уровень экономического оптимизма, по данным Edelman Trust Barometer 2023, отмечается в развивающихся странах. На улучшение условий жизни своей семьи надеются 73% населения Индонезии или Индии. В Бразилии или Таиланде уровень экономического оптимизма составляет 58%, в Нигерии – 68%, а в Кении – 80%.

Однако по сравнению с прошлым годом уровень экономического оптимизма снизился как в странах первого мира, так и в развивающихся странах. И это сокращение составило в среднем по миру около 10 процентных пунктов. Единственная страна, где экономический оптимизм вырос по сравнению с прошлым годом, – это Китай, где доля уверенных в улучшении жизни выросла с 64 до 65%.

Парадокс более высокого экономического оптимизма россиян эксперты объясняют тем, что многие жители РФ считают, что страна уже достигла определенного дна и теперь можно надеяться на движение вверх. «Мы действительно на дне, а Запад только продолжает на свое дно опускаться, что он собственно и делал последние десятилетия», – говорит Сергей Марков, директор Института политических исследований. По его словам, жители развитых стран видят, как их обгоняют развивающиеся страны. «Европейцы видят, что большая война уже пришла в Европу. Жители развитых стран убеждаются в несостоятельности своих политиков, наблюдают признаки фальсификаций выборов. И эта тенденция не сулит ничего хорошего», – говорит Марков.

«В развитых странах не было столь явственного и резкого негатива в 2022 году, как в России. Но 2022-й дал предпосылки для вероятной рецессии, замедления экономики. Такие настроения поддерживаются экспертами, правительственными проектировками. Возможно, именно по таким причинам господствуют осторожные представления об экономических перспективах в сравнении с прошедшим годом», – считает Марк Гойхман, главный аналитик компании TeleTrade.

За последний год доверие к правительствам, судя по опросу Edelman, не увеличилось. Своим властям и политикам доверяют сегодня только 51% респондентов. При этом доверие к бизнесу находится на качественно более высоком уровне и составляет в среднем около 62%.

«Оптимизм в ожиданиях обычно не растет в преддверии «дна» и на фоне снижения доходов. Оптимизм растет, например, если не сбылись негативные ожидания или страхи - как это было весной 2022 года, когда население поняло, что санкции не так в реальности страшны, как казалось», - комментирует социолог ФОМ Людмила Преснякова. По ее словам, в Японии, Германии и США могут быть очень разные причины для оптимизма и пессимизма. «Страны сильно различаются между собой и по экономической ситуации, и по культурной составляющей, в которой даже выражение тех или иных установок в отношении будущего может быть сильно культурно обусловлено», - отмечает социолог.

Независимая газета. 17.01.2023

Читайте также: