Болгария тянет трубы к морю

Ольга Мордюшенко


Болгария в условиях эмбарго ЕС на импорт российской нефти пытается найти варианты обеспечения сырьем своего НПЗ в Бургасе. Одним из них может стать возобновление замороженного больше десяти лет назад проекта трубопровода Бургас—Александруполис, который на этот раз планируется развернуть в реверс для поставок из Греции в Болгарию. Но эксперты с учетом стоимости и отсутствия гарантированных объемов прокачки сомневаются в целесообразности проекта.

Болгария и Греция договорились в срочном порядке возобновить строительство трубопровода для транспортировки нефти из греческого порта Александруполис в болгарский Бургас. Об этом заявил президент Болгарии Румен Радев на форуме «Болгарская энергетика: Стратегия 2023–2053». Он пояснил, что это необходимо для обеспечения сырьем крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода в Бургасе (принадлежит ЛУКОЙЛу), а также других НПЗ Черноморского региона, «которые смогут получать нефть со всего мира» в условиях запрета на импорт в ЕС российского сырья.

По словам министра энергетики страны Росена Христова, соответствующий меморандум о взаимопонимании с Грецией будет подписан в ближайшие недели, что позволит начать работу над проектом. На данный момент НПЗ в Бургасе продолжает получать российскую нефть, поскольку Болгария получила соответствующие исключения из европейского эмбарго до конца 2024 года. В ЛУКОЙЛе ситуацию комментировать не стали.

Исходный проект возник в марте 2007 года и предполагал поставки нефти, в основном из России, через Болгарию в Грецию в объеме до 50 млн тонн в год. Его стоимость тогда оценивалась примерно в €1 млрд. Суть проекта была в том, чтобы избежать прохода через крайне загруженный Босфор, где танкеры регулярно сталкиваются с пробками.

В 2008 году для строительства учредили Trans-Balkan Pipeline B.V., где России принадлежал 51%, остальные доли поровну разделили Болгария и Греция. Но в 2012 году София в одностороннем порядке вышла из соглашения, проект был заморожен.

К его воскрешению эксперты относятся скептически. Как отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, потребность в строительстве подобного нефтепровода на фоне опасений Болгарии в отношении Турции, которая может в перспективе ограничивать прохождение судов через свои проливы, есть. Но, отмечает господин Юшков, есть сомнения в экономической целесообразности нефтепровода при довольно небольших объемах потребления в Бургасе: Болгарии придется покупать нефть на мировом рынке, доставлять ее в Грецию, платить за перевалку и прокачку по трубопроводу.

В исходной версии нефтепровода Бургас—Александруполис были понятны источники поставок в России и их получатели в Средиземноморском бассейне, добавляет руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭКа РГУ имени Губкина Вячеслав Мищенко. По мнению эксперта, в настоящий момент такой определенности нет.

Господин Мищенко видит в планах Болгарии в большей степени политическое заявление о намерении стать независимой от поставок из России.

В условиях нефтяного эмбарго против РФ не только Болгария пытается найти возможность обеспечения сырьем заводов, принадлежащих в том числе российским компаниям. Так, Сербия для снабжения двух НПЗ, входящих в местную нефтяную компанию NIS (56,15% принадлежит структурам «Газпрома»), рассчитывает построить в партнерстве с Венгрией ответвление протяженностью 128 км и стоимостью €83 млн от нефтепровода «Дружба». Поставки по «Дружбе» по настоянию Венгрии исключены из санкций ЕС до конца 2024 года. Сейчас Сербия получает нефть по нефтепроводу от хорватского порта Омишаль.

Коммерсантъ. 17.01.2023

Читайте также: