Новый кризис в Приднестровье – кому он выгоден?

Илья Киселев


Взаимоотношения двух берегов Днестра после провозглашения независимости Республики Молдова складывались крайне сложно и прошли через много разных фаз и видов противостояния, вплоть до вооруженного конфликта. Но в наши дни благодаря присутствию в регионе российского миротворческого контингента все противоборства носят мирный характер, что, однако, не делает их менее ожесточенными. Зажатое между правобережной Молдовой и Украиной – двумя, мягко говоря, недружественными государствами, Приднестровье не раз имело возможность сполна ощутить все попытки «удушения» непризнанной республики самыми разными способами, которые использовал официальный Кишинев при поддержке официального Киева.

Нынешний новый этап противостояния связан с энергетическим кризисом, который охватил весь Европейский континент и, конечно же, не мог не отразиться на и без того непростых взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя. В данном случае энергетическая составляющая противостояния двух берегов Днестра осложняется желанием соседней Украины превратить Приднестровье в еще один фронт противостояния с Россией, ликвидировать у себя в тылу пусть и совсем небольшую, но реальную группу российских войск и, кроме этого, добраться до огромного количества боеприпасов, которые хранятся в Приднестровье на складах в селе Колбасна.

Одним из самых острых вопросов во взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя всегда оставался вопрос поставок российского природного газа и расчетов за него. Сегодня уже практически не скрывается то, что поставки газа в Приднестровье проводились без особой надежды на то, что они будут оплачены, и являлись своеобразной формой поддержки этого региона со стороны России. Тем не менее все поставки главного энергетического ресурса проводились через АО «Молдовагаз». Несмотря на то, что точно известно количество газа, которое получало Приднестровье, сумма неоплаченных поставок, которая за все годы достигла ни много ни мало 8 млрд долларов и, по сути, «висит» на АО «Молдовагаз», последним за собой не признается и более того – переадресовывается Тирасполю.

После прихода к власти проевропейской партии PAS и формирования правительства из ее представителей позиция молдавской стороны в отношении Приднестровья стала гораздо более нетерпимой. А после того как Кишиневом был взят курс на провоцирование разрыва подписанного с «Газпромом» контракта, стало понятно, что конфликт с Приднестровьем назревает и в вопросах поставок газа. Поэтому, после того как с 1 ноября из общего ежесуточного количества в 5,7 млн кубометров газа, поставляемых «Газпромом», Молдова стала получать только 3,4 млн кубометров, поставки газа в Приднестровье также сократились более чем на 40% по сравнению с октябрем.

Фактически Кишинев в одностороннем порядке без объяснения причин сообщил, что в ноябре ограничит подачу газа в Приднестровье. Ведь нельзя считать подобным объяснением, например, заявление главы АО «Молдовагаз» Вадима Чебана: «АО «Молдовагаз» не ведет официальных экономических взаимоотношений с руководством Приднестровского региона. Предприятие в рамках национального законодательства Республики Молдова взаимодействует с компанией «Тираспольстрансгаз» и вправе самостоятельно осуществлять распределение объемов закупаемого природного газа в зависимости от выполнения контрагентом контрактных условий».

При этом указанный АО «Молдовагаз» объем, который будет подаваться в республику, меньше, чем необходимо для бытового потребления газа, сообщил министр экономического развития Приднестровья Сергей Оболоник, назвав ситуацию близкой к гуманитарному кризису. «Объемы газа, которые идут в Приднестровье с 1 ноября, не поддаются осмыслению, их не хватит не только для промышленности, но даже населению и социальным объектам. Мы на грани гуманитарного кризиса. Уже нет энергоконтракта, остановлены крупнейшие потребители газа, стоят ММЗ, РЦК, будет останавливаться Тиротекс, кирпичный завод и другие предприятия», - заявил Оболоник на пресс-конференции.

«То, что мы сейчас имеем, является результатом беспрецедентного и необоснованного сокращения подачи газа в Приднестровье. В ноябре месяце при том же объеме подачи газа от ПАО "Газпром" в адрес Республики Молдова (что и в октябре) "Молдовагаз" практически весь дефицит переложил на Приднестровье», - отметил представитель Тирасполя. По его словам, в ближайшее время регион будет вынужден принять меры жесткой экономии энергии.

И эти меры уже принимаются. В первую очередь серьезно сокращены лимиты для промышленных предприятий с энергоемким производством. Речь идет о Молдавском металлургическом заводе, Рыбницком цементном комбинате и Молдавской ГРЭС. По иным промышленным потребителям ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» предстоит сформировать списки организаций для адресного согласования с Минэкономразвития мер по ограничению или полному отключению от системы газоснабжения. В регионе происходит перераспределение объёмов поставки природного газа между бытовыми и промышленными потребителями.

При этом в безусловном приоритете остаются интересы и благополучие граждан. В то же время для рационального потребления имеющихся энергоресурсов будут понижены температурные параметры на выходе из котельных для отопления до минимально допустимых значений. Центральное горячее водоснабжение в ноябре предложено подавать по графику в вечернее время с 18:30 по 21:30. Именно это время жители региона посчитали наиболее удобным. Кроме этого, определен еще ряд предпринимаемых мер: троллейбусы будут ходить только в часы пик, каникулы для школьников продлят на неделю, в госучреждениях планируется ввести сокращенный рабочий день.

Отдельно необходимо отметить, что, несмотря на всю серьезность ситуации, тарифы для населения на коммунальные услуги не изменятся. В этом позиция руководства Приднестровья разительно отличается от той, которую занимают власти в Кишиневе, где пересмотры тарифов на газ и электроэнергию в сторону повышения проводятся уже чаще, чем раз в месяц.

Сокращение поставок газа в Приднестровье имеет еще один очень важный момент – это непосредственно повлияет на работу Молдавской ГРЭС в Кучургане, которая до недавнего времени являлась основным поставщиком электроэнергии на правый берег Днестра, обеспечивая до 70% потребления. При этом цена на приднестровскую электроэнергию в 62,5 доллара за МВт-час была в полтора-два раза ниже, чем на украинскую, цена на которую доходила до 133 долларов за МВт-час и объемы которой обеспечивали остальные 30% от необходимого для потребления количества.

Фактически молдавское руководство, кроме очередной попытки ударить по экономике Приднестровья, спровоцировало ситуацию для прекращения поставок электроэнергии из этого региона. После этого был заключен контракт на поставку в Молдову электроэнергии из Румынии. При этом цены, по которым производятся эти закупки, не оглашаются.

Предприняв ничем не обоснованные меры против Приднестровья, верхушка кишинёвской власти смогла достичь сразу нескольких целей:

- начать новый виток противостояния с Приднестровьем, на этот раз в газовой сфере;

- добиться введения в регионе чрезвычайных мер в связи с возникшей ситуацией;

- отказаться от поставок электроэнергии с Молдавской ГРЭС, которая является бюджетообразующим предприятием региона;

- заслужить похвалу от «партнеров по развитию», продвигающих отказ от российских энергоресурсов;

- внедрить свои «серые» схемы по закупке электроэнергии в Румынии и зарабатывать на них.

То, что на левом берегу в Приднестровье при этом возникла тяжелейшая ситуация, а на правом берегу жители будут вынуждены оплачивать счета по диким тарифам, нынешнюю власть в Кишиневе не волнует. И поэтому оснований для надежд на улучшение ситуации крайне мало.

* * *

Как вчера заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава МИД ПМР Виталий Игнатьев, власти Приднестровья предложили России несколько вариантов решения проблем с газом на фоне сокращения поставок Кишиневом.

По его словам, в начале ноября Тирасполь направил официальные обращения в адрес президента России и его администрации, а также Совета Федерации, Госдумы и компании «Газпром». «Безусловно, мы обратились к Российской Федерации. <...> Мы предлагали несколько моделей решения проблем. Ждем реакции России и готовности к тому, чтобы проработать оптимальные механизмы выхода из этой сложной ситуации», – отметил В.Игнатьев.

Ритм Евразии. 10.11.2022

Читайте также: