Королев: "Участие Украины в Восточноазиатском саммите расколет АСЕАН"
Прошедший 11-13 ноября саммит запомнится расширенным составом участников: Камбоджа как председатель форума пригласила на встречу представителей Украины. Хотя этот шаг встретил однозначную поддержку США, он, скорее всего, приведет к дальнейшему расколу региона, в котором и без того тлеют региональные конфликты. Подробнее – в интервью с Александром Королевым, научным сотрудником Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.
- В этом году, несмотря на расширенный состав участников, Восточноазиатскийсаммит закончил работу без публикации итогового документа. Очевидно, что это свидетельствует о сильных противоречиях между участниками форума. Какие цели преследуют на площадке различные игроки?
- Восточноазиатский саммит (ВАС) всегда проходит с участием 18 стран: десяти государств АСЕАН и восьми диалоговых партнеров. Из новшеств этого года – выступление министра иностранных дел Украины. Его пригласила Камбоджа, которая председательствует на ВАС в 2022 году. Кроме того, на форуме выступил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, которого раньше тоже нельзя было встретить на Восточноазиатских саммитах.
Чтобы говорить о целях саммита 2022, необходимо разбить их на три категории. Цели форума как такового, отдельных стран-участниц ВАС (прежде всего внешних игроков) и конкретно председателей саммита различаются между собой.
Восточноазиатский саммит – это формат обсуждения тем, важных для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Из-за этого повестка заседаний ВАС обычно размыта, за что форум часто критикуют, указывая на его неэффективность. Я с этим не вполне согласен. Восточноазиатский саммит – это площадка для диалога, поэтому оценивать его по наличию прорывных решений было бы наивно.
Что касается интересов внешних игроков, еще при Бараке Обаме ВАС превратился в арену для дрязг между Пекином и Вашингтоном.
Особенно активно стороны конфликтовали при Дональде Трампе. Китай постоянно критиковал США за одностороннюю политику, дискриминационные меры, национальный эгоизм и протекционизм, подрывающий мировую экономику. Сперва Пекин делал это в завуалированной форме, а с началом торговой войны уже критиковал Белый дом в открытую.
Вашингтон не отставал, припоминая Пекину наступательную политику в Южно-Китайском море, тайваньский вопрос, Гонконг и нарушения прав человека. Кроме того, аргументация Белого дома строилась на загрязнении окружающей среды со стороны КНР – включая строительство ГЭС и перенос грязных предприятий в район Большого Залива (юго-восточные территории Китая, включая Гонконг и Макао – Ред.). По сути, АСЕАН превратилась в наблюдателя за американо-китайскими перепалками. Это сильно било по репутации не только Восточноазиатского форума, но и самой АСЕАН, претендующей на статус центрального регионального игрока.
Камбоджу, ставшую председателем ВАС в этом году, тоже часто критикуют. Находясь под политическим и экономическим давлением Китая, Пномпень часто шел против официальной позиции АСЕАН и блокировал принятие решений на саммитах.
В этом году Камбоджа решила набрать дипломатический вес и позвала на форум Украину. Которая в итоге стала первым восточноевропейским государством, подписавшим договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Джо Байден специально отметил этот шаг Пномпеня, поблагодарив камбоджийского премьер-министра Хун Сена.
Тем самым Камбоджа продемонстрировала, что по вопросу Украины она занимает сторону коллективного Запада. Этот шаг приведет к дальнейшим разногласиям внутри АСЕАН.
Однако это не означает, что Камбоджа окончательно и бесповоротно выбрала сторону. Пномпень остается главным получателем инвестиций и помощи от Китая, поэтому с экономической точки зрения не может ориентироваться только на США. По сути, ни одна из стран Юго-Восточной Азии не сможет сделать подобный выбор, отказавшись от сотрудничества с Пекином или Вашингтоном.
- Обсуждая значение ВАС как площадки,Китай предложил усилить роль саммита. Можно ли трактовать это заявление как призыв к странам региона определиться, с кем они – с Пекином или Вашингтоном?
- Скорее, это эмоциональный призыв, потому что сам саммит невозможно усилить. Это площадка для диалога, не более. Кроме того, Китай сам неоднократно становился причиной провалов ВАС, отказываясь поднимать вопрос Южно-Китайского моря. В этом призыве не стоит искать содержательную сторону – особенно на фоне общего давления, которое Запад оказывает и на Россию, и на Китай.
Пекин, кстати, не единственный игрок, который отмечает растущую роль ВАС в регионе. Джо Байден, говоря о роли АСЕАН, четыре раза в разных вариациях употребил слово «центральный». На практике это ни о чем не говорит, но сам факт подобных заявлений очень важен для Юго-Восточной Азии.
- Какие вопросы региональной безопасности обсуждались на саммите?
- Обсуждение проходило очень активно. США, Австралия, Япония и Индия вмете с АСЕАН подписали соглашения по охране рыболовства и надзору за морской безопасностью.
Конечно, этот документ однозначно направлен против Пекина. Китай неоднократно обвиняли в потоплении чужих рыболовецких судов, а также в незаконной ловле рыбы в акваториях Вьетнама и Малайзии.
Обсуждался кризис в Мьянме, а также перспективы дальнейшего участия этой страны в АСЕАН. США, Индия, Япония и Корея договорились поддержать принципы, которые АСЕАН разработал для урегулирования кризиса в Мьянме. Однако, по сути, они просто абстрагировались от проблемы, не предложив ничего нового. Мьянма для этих держав – не слишком секьюритизированная проблема. Для тихоокеанских игроков (включая США) гораздо более актуален конфликт в Южно-Китайское море, который напрямую затрагивает их интересы в вопросе свободного судоходства.
Отдельно в рамках ВАС прошел трехсторонний саммит, где Япония, Корея и Соединенные Штаты обсудили Северную Корею. Там было вновь заявлено, что КНДР представляет собой угрозу. Сама Северная Корея не является участником саммита, но состоит в региональном форуме ВАС по безопасности. Это единственная региональная площадка, где представлена эта страна.
- Сможет ли ВАС содействовать достижению баланса в регионе, учитывая накаляющуюся обстановку и обилие вопросов, которые поднимают участники форума?
- Как я уже говорил, ВАС часто и серьезно критикуют за размытость повестки. В этом году она стала еще шире – за счет украинского кризиса, который не имеет ни малейшего отношения к региону.
Между тем, в регионе сохраняется много точечных кризисов, которые остро требуют разрешения. Почти никто не предлагает выхода из этих проблем.
В 2023 году председателем форума станет Индонезия. Ожидается, что она поднимет вопросы, связанные с проблематикой Южно-Китайского моря и Индотихоокеанского региона, для которого у Джакарты есть собственная стратегия. Будет обсуждаться и тайваньский кризис.
Тем не менее, рассчитывать на конструктив в будущем году сложно. Каждым государством региона движут собственные интересы. Кроме того, участники ВАС пытаются лавировать между Пекином и Вашингтоном – так, чтобы не испортить отношения ни с одной из держав.
Показательно, что в этом году ВАС не смог принять итоговое решение из-за политических разногласий США и России – внешних для региона игроков. Более того, участники саммита не смогли прийти к консенсусу даже, например, по участию или неучастию Мьянмы. Поэтому ожидать от форума прорывных решений по давно тлеющим региональным конфликтам не приходится.
ИАЦ МГУ. 17.11.2022