Цена мирного договора – существование Нагорного Карабаха

Ашот Газазян, политический обозреватель, писатель, Ереван


В столице непризнанной Нагорно-Карабахской республики снова неспокойно. На этот раз поводом для массовых акций протеста в Степанакерте стало заявление, принятое на днях в Праге президентами Франции и Азербайджана, главой Евросовета и премьер-министром Армении. В нем, в частности, говорится о взаимном признании территориальной целостности и суверенитета друг друга Арменией и Азербайджаном. Формируется специальная комиссия, которая в ближайшие дни намерена прибыть на армяно-азербайджанскую границу для мониторинга ситуации и недопущения новой эскалации насилия. Что же не устроило в этом заявлении карабахцев?

Министр иностранных дел непризнанной республики Давид Бабаян охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Мы не против мирных договоров, будь то между Арменией и Азербайджаном или Арменией и Турцией. Проблема в цене таких мирных договоров. Мы считаем, что не может быть ни мирного договора за счет признания Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха) частью Азербайджана, ни мирного договора с Турцией за счет отрицания геноцида армян 1915 года». «Это приведет к катастрофе, и мы потеряем свою государственность», – сказал карабахский политик. Давид Бабаян уверен, что у Арцаха нет будущего в составе Азербайджана. Кроме того «не надо питать никакой надежды, что это может хоть как-то гарантировать безопасность Армении», заявляет глава МИД непризнанной НКР. В свою очередь, спикер парламента Нагорного Карабаха Артур Товмасян уверен, что «сегодня перед Арцахом стоит угроза не только уничтожения культурного наследия, но и существования».

Другими словами, карабахцы видят для себя прямую угрозу в признании Арменией территориальной целостности Азербайджана. Люди, выходящие практически каждый день на митинги в центре Степанакерта, заявляют, что у них нет и не может быть будущего в составе Азербайджана. Их обеспокоенность понять можно. Сам Алиев в той же Праге заявил, что если армяне Карабаха не хотят стать гражданами Азербайджана, они могут оттуда уйти. Абсолютное, подавляющее большинство карабахцев не представляют себе жизни в качестве граждан Азербайджана, с азербайджанскими паспортами и под азербайджанским флагом. Они уверены, что о какой бы то ни было безопасности и соблюдении прав армян говорить в таком случае не приходится. А в случае выхода российских миротворцев из региона их жизням угрожает прямая опасность.

Между тем, согласно букве трехстороннего заявления президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении от 10 ноября 2020 года, срок российской миротворческой миссии истекает через два с небольшим года. Армения, конечно, совсем не против продления мандата этой миссии еще на пять лет, но в Азербайджане уже сейчас требуют немедленного вывода российских миротворцев из Карабаха. В этом случае армяне остаются один на один с теми, кому за 30 лет противостояния и в голову не приходило не то чтобы сесть за стол переговоров, но и просто поговорить с людьми, как это делали, к примеру, власти Молдовы с приднестровцами или Грузии – с Абхазией...

После тяжелого поражения в 44-дневной войне в Нагорном Карабахе у Армении практически не осталось рычагов воздействия на сложившуюся ситуацию. После долгих лет требований о предоставлении статуса Нагорному Карабаху в Ереване теперь пытаются добиться просто гарантий соблюдения прав карабахцев и их безопасности. Однако даже эти разговоры вызывают раздражение в Баку. Там уверенно заявляют о том, что карабахская проблема решена, такой проблемы более нет, значит, и в Минской группе ОБСЕ (по урегулированию конфликта) никакой нужды нет. Более того, в Баку упразднили даже географическое понятие – Нагорный Карабах.

Армении теперь самой угрожает смертельная опасность. На фоне ее переговоров как с Азербайджаном, так и Турцией азербайджанские вооруженные силы с 13 сентября фактически оккупировали часть территории собственно Армении и, приблизившись к курортному городу Джермук и побережью озера Севан, начали закрепляться здесь. Напомню, в ходе новой агрессии армянская сторона потеряла свыше 200 человек убитыми и около 300 – ранеными. Азербайджанская сторона заявила о 79 жертвах. Обращение Еревана за помощью в разрешении ситуации в ОДКБ (где Армения сейчас председательствует) привело к выражению «глубокой озабоченности» и ничего не значащим призывам организации к обеим сторонам «к сдержанности». В то время как так называемый объединенный Запад призвал Азербайджан к немедленному выводу своих вооруженных сил с территории суверенной Армении, иные партнеры Еревана по ОДКБ на некоторых площадках даже осудили «поведение» Армении.

В Ереване заговорили о полной мертворожденности и никчемности ОДКБ, а также прозвучали требования незамедлительно покинуть эту организацию. Так, спикер Национального собрания Армении Ален Симонян заявил на недавней встрече с председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным, что ОДКБ «не смогла оперативно и эффективно отреагировать на агрессию против одного из своих членов», а у Армении «нет времени на долгосрочные решения в сфере безопасности». Конечно, армянские власти резких движений на фоне разворачивающихся событий предпринимать не станут, но осадок, полагаю, останется надолго. Фактически ни к чему не привели и призывы Еревана к своему военно-политическому партнеру России оказать посильную помощь. Но Москва, изнывающая под грузом международных санкций и сама занятая серьезными проблемами в Украине, просто отмолчалась. Впрочем, отсюда снова прозвучали призывы урегулировать ситуацию дипломатическим путем. Получилось так, что если Азербайджан был полностью поддержан своим военно-стратегическим союзником Турцией, то Армению в Москве фактически не поддержали. Нельзя не понимать, что на этом фоне активность будут проявлять США и Евросоюз, движимые, разумеется, своими собственными интересами в регионе. Выгодно ли такое развитие событий с геополитической точки зрения Москве, покажет время. В последнее время все в мире, и в нашем регионе в частности, проистекает очень быстро.

А пока суть да дело, актуализируется вопрос демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы. То ли по картам, которые предлагает Азербайджан, то ли по картам, имеющимся в распоряжении Армении, то ли по картам Генштаба Вооруженных сил СССР, которые предлагает использовать Москва. Одно только непонятно: как будут проводиться эти работы, если вооруженные силы Азербайджана находятся под Джермуком, рвутся к озеру Севан и выходить с территории Армении, похоже, не собираются? Более того, в Баку не устают повторять, что «Зангезур, Севан и Ереван – исторические земли Азербайджана» и рано или поздно они придут туда. Трудно также сбросить со счетов заявление президента Азербайджана о том, что они, мол, пришли сюда, увидели, что граница открыта, и углубились. Ирония в том, что таким образом они тогда могли бы прийти и встать где-нибудь под Ереваном. Чем тут может помочь комиссия, образовываемая после переговоров на пражском саммите, тоже не очень понятно. Особенно на фоне пассивности Москвы, перегруженной сегодня, повторимся, своими проблемами.

НГ-Дипкурьер. 16.10.2022

Читайте также: