Шестой пакет антироссийских санкций и Белоруссия – в чем особенность ситуации?

Егор Лисовенко


Действия европейских и американских политиков сегодня свидетельствуют о том, что ни Брюссель, ни Вашингтон не планируют прислушиваться к голосу разума в ситуации вокруг России и Белоруссии. Принятый 3 июня шестой пакет антироссийских санкций, куда по традиции были включены и рестрикции против Минска, стал очередным тому подтверждением. Более того, он снова продемонстрировал всю лицемерность западной политики, которая под прикрытием громких слов о гуманизме на самом деле преследует цели, далекие от интересов простых граждан даже в самом Евросоюзе.

Известно, что само по себе санкционное давление на РФ со стороны Запада практически достигло предела. Нынешний пакет ЕС и некоторые новые ограничения со стороны США вряд ли можно считать чем-то глобальным с учетом того, какие в них содержатся исключения. Санкции в отношении яхт российских бизнесменов, представителей СМИ и чиновников – все это уже давно стало обыденностью, а потому не вызывает практически никакой реакции в Москве. Даже объявленное частичное эмбарго на импорт поставляемой морем нефти и нефтепродуктов с отсрочкой на 6 и 8 месяцев соответственно никак не повлияло ни на настроения в российском обществе, ни на политику Кремля. Отключение же некоторых банков от системы расчетов SWIFT уже давно не является для России проблемой, а скорее бьет по самим европейцам.

Ситуация же с Белоруссией выглядит по-иному и может в будущем иметь далеко идущие последствия. В шестом пакете европейских санкций значатся 12 физических лиц и 8 компаний из Белоруссии. При этом, по официальной версии, все они касаются не ситуации вокруг Украины, а происходящего внутри республики после президентских выборов августа 2020 года. На протяжении последних полутора лет Евросоюз, США и ряд других стран Запада планомерно вводят ограничения в отношении Белоруссии, заявляя, что делается это для того, чтобы снизить возможности официального Минска в проведении своей собственной внутренней политики, которая не устраивает Брюссель и Вашингтон.

Главной причиной называются давление властей на белорусскую прозападную оппозицию и нарушение прав и свобод человека. По сути, к июню текущего года под западные рестрикции попали практически все сферы белорусской экономики, а с 8 апреля даже было запрещено белорусским грузовым автомобилям появляться в ЕС, что уже привело к серьезным проблемам в сфере грузоперевозок в Европе. В новом пакете санкции коснулись представителей ЦИК Белоруссии, сотрудников правоохранительных органов и судейского корпуса, некоторых бизнесменов, которых связывают с Александром Лукашенко, а также представителей государственных СМИ.

При этом все эти белорусские чиновники, журналисты, судьи, прокуроры, предприниматели и их родные могли быть включены в санкционные списки и ранее, однако сделано это было только сейчас. Это говорит о том, что в реальности у ЕС и США уже нет реальных инструментов давления на официальный Минск, а все последние ограничения носят церемониальный характер и каждый раз делаются с оглядкой на будущее, чтобы можно было и дальше объявлять все новые и ничего не значащие санкции.

Лицемерие нынешнего санкционного пакета ЕС прекрасно демонстрируют не только ограниченное эмбарго на российскую нефть, но и рестрикции в отношении белорусских компаний. В данном случае речь идет об отключении с 14 июня Белорусского банка развития и реконструкции «Белинвестбанк» (ранее уже были отключены три белорусских банка: «Белагропромбанк», «Банк Дабрабыт» и «Банк развития» и их дочерние структуры), а также о санкциях в отношении «Белтелерадиокомпании», производителей сигарет ООО «Интер Тобако» и ОАО «Гродненская табачная фабрика "Неман"», нефтепереработчика ОАО «Нафтан», выпускающего наземный городской электротранспорт ОАО «Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш"», РУП «Белтаможсервис», а также ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Белорусская калийная компания» (БКК). При этом санкции в отношении последних двух компаний могут существенным образом навредить не столько Белоруссии, сколько всему миру, официальную заботу о процветании которого якобы взяли на себя страны Запада.

Можно напомнить, что «Беларуськалий» производит удобрения, а БКК выступает их экспортером. При этом Белоруссия обеспечивает около 20% мировых поставок калийных удобрений, что является необходимым условием для работы всего мирового сельского хозяйства. В то же время поставки белорусской продукции в Евросоюз никогда не были для Минска основными. Если вспомнить 2020 год, когда белорусские власти еще давали статистику по экспорту удобрений, то в ЕС республика экспортировала только 474 300 тонн калия на $195,8 млн. Доля Евросоюза в общем объеме поставок в натуральном выражении составила только 6,6%, а в денежном – порядка 8%. Одновременно крупнейшими рынками сбыта для белорусских удобрений были Бразилия с ее 1,5 млн тоннами, Китай (1,06 млн тонн) и Индия (872 600 тонн), то есть те страны, которые не вводили и не планируют вводить никаких ограничений в отношении Белоруссии.

Однако даже такие небольшие объемы поставок в ЕС ранее не позволяли Брюсселю полностью от них отказываться. В введенном еще в июне 2021 года пакете санкций в отношении «Беларуськалия» под запрет не попали удобрения с содержанием калия около 58%, что позволило белорусскому предприятию не обращать на них особого внимания. Даже введенные ЕС 2 декабря ограничения против производителя азотных удобрений «Гродно азот» не стали для официального Минска трагедией. Более серьезными были рестрикции США, из-за которых с начала 2022 года стал невозможен экспорт белорусской продукции через прибалтийские порты. Пожалуй, это и стало главной проблемой для «Беларуськалия», которая одновременно ударила и по Литве, неплохо зарабатывавшей на перевалке практически всего белорусского экспорта калийных удобрений.

Как показало время, все предыдущие санкции ЕС против «Беларуськалия» и его дочерних структур практически никак не сказались на объемах продаж в Китай и Индию, а на поставки в Европу в Минске решили не обращать внимания, сконцентрировавшись на работе по диверсификации путей экспорта через Россию. Нынешние рестрикции, как считают аналитики, также не несут в себе дополнительной угрозы Белоруссии, но грозят серьезными проблемами всему миру. В первую очередь из-за нынешней ситуации вокруг Украины и надвигающегося глобального продовольственного кризиса.

Из-за западных санкций цены на калийные удобрения, без которых сельское хозяйство по всей планете не может эффективно работать, уже поднялись до исторического уровня, что признают даже в ООН. Нынешний передел рынка, который выгоден западным производителям удобрений, в первую очередь из Канады и Германии, может привести к еще большему удорожанию удобрений и, как следствие, к резкому росту цен на продукты питания. При этом полностью заменить белорусский калий не сможет в мире никто, так как в обозримом будущем ни у кого нет таких мощностей. Проблемы дополняет и растущая из-за антироссийских санкций цена на газ, без которого производство азотных удобрений невозможно. По данным аналитиков, цены на калий в 2021 г. выросли в 1,5 раза, а в текущем они станут еще больше: только к апрелю цены на карбамид, аммиачную селитру, фосфаты и калий выросли на 20–50%. И происходит это по одной причине – санкционной политики Запада, который официально перекладывает всю вину на Россию и Белоруссию. При этом никто в ЕС и США не может объяснить, как Москва и Минск могут помочь в данной ситуации, когда им, согласно санкциям, запрещено экспортировать удобрения.

Дополняет картину решение Москвы ввести до конца года квоты на вывоз удобрений, чтобы защитить внутренний рынок и сдержать цены. Совокупность антироссийских санкций и ряда других факторов, которые являются следствием западной политики, вполне могут вызвать серьезный кризис в мировом сельском хозяйстве, который как прямо, так и косвенно ударит по самому Западу. Неслучайно США ранее решили вывести российские удобрения из-под санкций, но подталкивают своих европейских сателлитов к обратным действиям с конечной целью еще больше их ослабить и поставить под свой контроль. Интересы европейцев сегодня для Вашингтона стали равны интересам стран третьего мира, которые используются США для достижения своих собственных целей. Поэтому и нынешний шестой пакет санкций ЕС является не чем иным, как американским инструментом сохранения своей мировой гегемонии.

Таким образом, последние действия Евросоюза и США в отношении Белоруссии и России свидетельствуют о том, что санкционная политика Запада практически себя исчерпала. Определенный резонанс ей придает развернувшаяся информационная война против Москвы и Минска, где сегодня главной темой является мировой голод. При этом в Вашингтоне и Брюсселе не могут не понимать, что проблема 20 млн тонн украинского зерна не может существенно повлиять на продовольственную безопасность в мире, так как они легко могут быть восполнены поставками из других стран. Данная проблема сегодня используется лишь как информационный повод для нагнетания антироссийской истерии на Западе.

Включение в шестой пакет санкций ЕС «Беларуськалия» и БКК являются прямым тому подтверждением, так как проблема поставок минеральных удобрений куда более серьезная, чем опустошение украинских зернохранилищ. Но решать ее на Западе не спешат, так как идущий передел мировых рынков, прикрываемый русофобскими лозунгами, является одной из главных целей Запада, где места голодающим за пределами «золотого миллиарда» никогда не было и не будет.

Ритм Евразии. 09.06.2022

Читайте также: