Россия и Запад могут открыть экономический ящик Пандоры

Михаил Сергеев


Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект о внешнем управлении над иностранными предприятиями, владельцы которых объявили об уходе с рынка РФ. До сих пор российские власти РФ пытались избежать произвольного перехвата управления иностранными активами. Инициаторами арестов и замораживания российской собственности выступили страны западного союза. Они же создали опасный прецедент национализации дочерних предприятий «Газпрома» в Европе. И именно западные руководители настаивают сегодня на переходе к полной экспроприации тех активов, которые связаны с РФ. При этом трезвомыслящие политики понимают, что кампания захвата иностранной собственности будет иметь тяжелые последствия не только для россиян, но и для иностранцев. В России с большой осторожностью относятся к введению внешнего управления над иностранными предприятиями. И до сих пор их владельцы находили приемлемые для себя способы расставания с предприятиями на территории РФ. Российский крупный бизнес просит не вводить поспешных процедур внешнего администрирования над иностранным бизнесом в РФ.

Коллективный Запад решением заморозить российские международные активы фактически объявил дефолт перед Москвой и подвел черту под надежностью своих обязательств, заявил еще в конце марта президент РФ Владимир Путин. Но под санкции попали не только валютные активы, но и работающие за рубежом дочерние структуры российских предприятий. В начале апреля немецкая компания Gazprom Germania GmbH была фактически национализирована. Точнее, она была передана в управление немецкому Федеральному сетевому агентству (BNA). Управление в отношении всех прав голосов по акциям Gazprom Germania GmbH передано регулятору до 30 сентября этого года. Названному немецкому предприятию «Газпрома» принадлежат другие структуры – Gazprom Marketing & Trading, Wingas и еще несколько компаний в Германии, Великобритании, Швейцарии, Чехии. По данным агентства Bloomberg, правительство Германии готовит продажу Gazprom Germania GmbH или некоторых ее подразделений, причем собирается предложить потенциальным покупателям кредиты от немецкого госбанка.

«Мы сейчас видим линию на отъем абсолютно законной собственности. Бандитский отъем собственности, который происходит – отъем средств на банковских счетах, частной собственности. Мы также видим бандитские совершенно действия в отношении наших резервов... Если сейчас к этому будет добавляться проработка национализации, то, конечно, это не сулит ничего хорошего», – говорил президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков накануне захвата газпромовской «дочки» на территории Германии.

Сейчас же в Европе звучат призывы к новому этапу экономической эскалации. Литва, Латвия, Эстония и Словакия потребовали конфисковать российские активы, которые были заморожены Евросоюзом (ЕС), сообщает Reuters. Инициаторы экспроприации частных и государственных связанных с РФ активов предлагают включить это изъятие собственности в новый пакет антироссийских санкций. «Сейчас мы должны определить законные пути максимального использования этих ресурсов в качестве источника финансирования», – указывается в коллективном письме, которое было послано во вторник министрам финансов Евросоюза.

При этом американские власти пока не готовы переступать порог новой экономической эскалации с Россией. Тем более что экспроприация российской собственности за рубежом станет глобальным уроком для всех иностранных инвесторов. Экспроприация активов российского ЦБ с точки зрения норм США и ряда других стран на данный момент будет незаконной, однако такая возможность обсуждается, заявила неделю назад министр финансов США Джанет Йеллен в преддверии встречи министров финансов стран «большой семерки». «В США это не является юридически допустимым. У других стран также есть юридические проблемы с этим», – констатировала Йеллен. В конце апреля американский генпрокурор Меррик Гарленд заявил в Конгрессе, что его ведомство поддержало бы принятие законопроекта, который позволит американским властям передать Украине часть конфискованных из-за антироссийских санкций активов.

На фоне решительных планов по захвату российской собственности появление законопроекта о внешней администрации для предприятий, ушедших из РФ компаний, выглядит исключительно вегетарианским. И продиктовано оно, судя по всему, лишь социально-экономическими и техническими соображениями.

Уход иностранных компаний с российского рынка может спровоцировать появление брошенных опасных производственных объектов (ОПО), предупреждает начальник правового управления Ростехнадзора Дмитрий Яковлев. Пока крупные иностранные игроки уверяют, что «никто брошен не будет», но «риск такой имеется», отмечает представитель Ростехнадзора. «И в этой связи мы бы просили поддержать принятие законопроекта о внешней администрации по управлению организацией, поскольку механизм подхвата в таком случае у государства должен быть», – сказал Яковлев.

Сокращение производственной деятельности по объективным причинам, например из-за невозможности восстановления поставок иностранного сырья, не должно служить основанием для введения внешнего управления в компаниях с «недружественным» иностранным участием, заявил позицию думского комитета по вопросам собственности его глава Сергей Гаврилов. Законопроект, который предусматривает механизм внешней администрации, в середине апреля внесла в Госдуму группа депутатов-единороссов. Проект допускает, что по решению суда может быть введена внешняя администрация в российских организациях с участием иностранных компаний, которые после 24 февраля 2022 года «в отсутствие для этого очевидных экономических оснований» заявили о прекращении деятельности в РФ, или передачу активов таких «недружественных» иностранцев в доверительное управление. Обязательное условие – «недружественным» иностранцам принадлежит не менее 25% в российской организации.

В проекте есть норма о том, что введение внешнего управления возможно в случае прекращения или сокращения экономической активности, повлекшей падение выручки за три полных месяца не менее чем на 30% по сравнению с предшествующим периодом или таким же показателем за аналогичный период предшествующего года. Но комитет по собственности считает необходимым отказаться от этого подхода, сообщил Гаврилов.

Сейчас в законопроекте прямо названы семь критериев, при соответствии которым в организации с иноучастием может вводиться внешняя администрация. Например, это производители социально значимых и товаров первой необходимости, в том числе с регулируемыми государством ценами. Однако это не закрытый перечень – созданная при Минэкономразвития межведомственная комиссия, по проекту, вправе настоять на введении внешней администрации и в любой другой организации.

Ранее другой думский комитет по защите конкуренции также критиковал проект за то, что он не предусматривает положений о правовом статусе межведомственной комиссии, составе и порядке ее формирования, порядке обжалования решений и мерах ответственности ее членов за последствия таких решений. Однако думский комитет по промышленности заявил о необходимости подготовки норм о принудительном изъятии имущества иностранных инвесторов «в рамках подготовки симметричного ответа» на процедуры национализации российских активов за рубежом.

В свою очередь, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считает, что проект о введении внешнего управления в компаниях с иностранным участием должен учитывать причины, по которым собственник остановил работу в РФ.

Независимая газета. 24.05.2022

Читайте также: